674
Оставить комментарий Распечатать

Как считать СГОЗ: пошаговая инструкция

Размер шрифта:

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ определяется как общая сумма денег из доведенного заказчику финансирования, которую организация планирует потратить на госзаказ. Различным типам учреждений рассчитывать СГОЗ нужно по-разному.

Что такое СГОЗ

Простыми словами, СГОЗ по 44-ФЗ — это общий объем финансового обеспечения, которое заказчик планирует потратить на закупки в отчетном году. Совокупный объем заказов меняется в течение года: если организации выделяют дополнительные средства, СГОЗ увеличивается; если деньги забирают, снимают лимиты, — уменьшается. А размер годового объема влияет на то, какие закупки и в каком объеме надо провести.

В Федеральной контрактной системе разъясняется, что представляет собой совокупный годовой объем закупок, — итоговую сумму финансирования, которую, в соответствии с плановой документацией, заказчик потратит на закупочную деятельность. В СГОЗ входят не только текущие контракты, но и госконтракты, заключенные в предыдущем периоде, оплата по которым должна пройти в текущем году (п. 16 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ).

При расчете совокупного объема заказов по 44-ФЗ заказчик исключает суммы финансирования на закупки по 223-ФЗ.

Расчет СГОЗ для СМП по 44-ФЗ на 2022 год проводят по особым правилам. В 2022 и 2023 гг. при определении минимального объема закупок у СМП и СОНКО некоторым заказчикам не надо включать в СГОЗ заказы медицинских изделий и лекарств. Эти тендеры учитывают в объеме торгов, которые провели у СМП и СОНКО (ч. 71 ст. 112 44-ФЗ, информационное письмо Минфина России № 24-06-07/95478 от 04.10.2022).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы составить отчет о закупках у СМП без ошибок и нарушений.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Как считать СГОЗ государственным и муниципальным заказчикам по 44-ФЗ

Государственные и муниципальные заказчики определяют, что такое суммарный объем, так: это финансирование, которое выделили на закупки в текущем году. Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до госзаказчиков на проведение закупок, прописываются и утверждаются ежегодно в бюджетных сметах (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Ответственными за разработку и ведение таких смет назначаются работники финансовых и бухгалтерских подразделений государственных и муниципальных заказчиков.

СГОЗ рассчитывают контрактные управляющие или сотрудники контрактных служб госзаказчиков. Расчет производится строго на основании подписанной руководством бюджетной сметы. Совокупный объем закупок на год исчисляется путем суммирования всех денежных средств, выделенных по кодам видов расходов (КВР) по группе 200.

Пример расчета СГОЗ для казенного учреждения

Приведем пример, как считать совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ для казенного учреждения.

Расчет СГОЗ для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения работают на основе ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности. Планирование закупок и расчет СГОЗ осуществляются в строгом соответствии с ПФХД.

По аналогии с госзаказчиками, план финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении составляет ответственный работник бухгалтерии, финансового или планово-экономического отдела (п. 2 раздел 1 требований к ПФХД, утв. Приказом Минфина РФ № 81н от 28.07.2010).

По содержанию плана финансово-хозяйственной деятельности понятно, как определить суммарный объем по 44-ФЗ, — просуммировать показатели из раздела 2 ПФХД. Деньги на оплату контрактов по 44-ФЗ, которые заключили до начала отчетного года, в плане ФХД указывают в одной графе с денежными средствами на оплату договоров по 223-ФЗ, заключенных до начала текущего года. А вот сумма средств на оплату контрактов по 44-ФЗ, которые планируют заключить в текущем году, приводится отдельной строкой.

Расчет совокупного объема закупок по 44-ФЗ производится контрактным управляющим, сотрудником контрактной службы путем суммирования доведенных до учреждения бюджетных средств, запланированных на оплату товаров, работ и услуг для нужд такого заказчика в текущем году.

При этом в отдельной графе плана финансово-хозяйственной деятельности прописываются суммы, запланированные на закупки по 223-ФЗ.

ВАЖНО!
Такое финансирование не учитывается при исчислении СГОЗ по нормам федеральной контрактной системы.

Пример определения СГОЗ для бюджетного учреждения

Для расчета СГОЗ 2023 года бюджетного учреждения учитывайте только сумму выплат на закупки товаров, работ, услуг на 2023 г. по 44-ФЗ. К примеру, по плану ФХД на оплату госконтрактов 2023 г. выделили 5 000 000 рублей. Из отчетности бюджетного заказчика за 2022 г. вытекает, что по контрактам, заключенным в 2022 г., заплатить в 2023 надо 2 000 000 рублей.

Совокупный объем заказов на 2023 г. составляет:

5 000 000 + 2 000 000 = 7 000 000 рублей.

Договоры по 223-ФЗ, которые бюджетный заказчик планирует заключить в 2023 г., в СГОЗ по 44-ФЗ не учитываются.

Расчет СГОЗ для унитарных предприятий

А вот общие правила, как считать СГОЗ по 44-ФЗ на 2022 год унитарным предприятиям, — бюджет на отчетный период МУП и ГУП утверждается в плане или программе финансово-хозяйственной деятельности.

Для вычисления специалист обращается в бухгалтерию за данными об объемах финансирования. СГОЗ определяют на год на основании сведений из ПФХД о денежных средствах, отведенных на оплату контрактов по 44-ФЗ.

Если предприятие ведет закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ, то суммы, запланированные на осуществление таких заказов, необходимо вычесть из общего объема финансирования по плану ФХД.

Что делать заказчику, если СГОЗ изменился

Иногда СГОЗ меняется в течение отчетного периода, и заказчику необходимо строго следить за такими изменениями. На основании совокупного объема закупок вычисляют процент заказов, которые надо заключить с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО). Следовательно, если меняется СГОЗ, то это приведет и к изменению максимального объема закупок у СМП и СОНКО.

ВАЖНО!
С 2022 года обязательная доля заказов по 44-ФЗ у СМП и СОНКО составляет минимум 25% от суммарного объема закупок.

Если заказчик ошибочно рассчитает и проведет такие процедуры, то последуют санкции со стороны проверяющих органов и штрафы в размере до 50 000 рублей.

Совокупный годовой объем закупок меняется, если заказчику увеличивают или уменьшают текущее финансирование по КВР.

ВАЖНО!
Заказчику не надо пересчитывать СГОЗ, если у него образовалась экономия по контракту или когда соглашение с поставщиком расторгнуто или исполнено не в полном размере (письма Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017, № Д28и-2708 от 09.12.2014). Подробнее: как внести экономию в план-график по 44-ФЗ

Если совокупный объем заказов на год изменился, специалисту надлежит внести изменения в действующий план-график закупок, а затем перепроверить расчеты для следующих видов заказов:

  • у СМП и СОНКО — 25% от СГОЗ;
  • до 600 000 рублей по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — 10%;
  • до 600 000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — 50%;
  • запрос котировок в электронной форме — 20% от СГОЗ или 100 миллионов рублей, если прошлогодний СГОЗ составил меньше 500 миллионов рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Напоминаем, что в 2022-2023 гг. совокупный годовой объем закупок, рассчитанный с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, не включает закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий (письма Минфина № 24-06-07/95478 от 04.10.2022, № 24-06-06/63449 от 01.07.2022). Во избежание штрафных санкций специалист по закупкам обязан внимательно следить за бюджетными средствами, выделенными на закупочную деятельность, и оперативно пересчитывать СГОЗ в случае изменения финансирования.

Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.