Для чего нужна
ЭП применяется в ходе документооборота, при получении каких-либо государственных услуг, при сдаче отчетности в контролирующие органы и др. Документ, который подписан электронно, имеет юридическую силу подписанного собственноручно.
Законом № 63-ФЗ от 06.04.2011 выделены несколько видов ЭП:
- простая (подтверждает факт подписания при помощи кодов, паролей либо иных средств);
- усиленная ЭЦП. В свою очередь, подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную.
Обычно она выглядит как обычная флешка. Внутри хранится специальная программа — криптопрограмма закрытого и открытого ключей. Уточним, подобного рода программа — это специализированное программное обеспечение, предназначенное для работы с ЭЦП. Закрытый ключ представляет собой уникальную совокупность символов, известную только самому владельцу, а открытый — это файл, который несет в себе сведения о пользователе этого инструмента.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
К основным признакам этого инструмента относят такие:
- получается в результате криптографического преобразования информации с использованием специального ключа;
- возможно определить того, кто подписал;
- возможно обнаружить факт внесения изменений после подписания;
- создается с использованием средств ЭП.
Применяется во внутреннем и внешнем документообороте организации (к примеру, заверение цифровых версий) и для предоставления документов в Арбитражный суд в небумажном формате.
Создают ее, в т. ч., и неаккредитованные удостоверяющие центры.
УКЭП в закупках: что это такое
В госзакупках используется только такая подпись. Это закреплено в п. 3 ч. 1 ст. 4 5 44-ФЗ. Расшифровка УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись. Она предлагает наиболее обширную сферу применения и обеспечивает максимальную защиту. Она обладает всеми свойствами неквалифицированной и имеет дополнительные признаки:
- квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;
- при создании используются средства, которые соответствуют требованиям 63-ФЗ.
Подобного рода инструменты создаются с привлечением специальных средств, которые подтверждаются ФСБ. Гарантирует такую подлинность как раз особый сертификат.
Еще используют усиленную квалифицированную электронную подпись для Арбитражного суда, портала Госуслуг, сдачи отчетности в налоговые органы, отправки банковских и иных документов через интернет, взаимодействия с органами казначейства, предоставления отчетности во внебюджетные фонды, участия в торгах.
В чем различия квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП
Разница между ними заключается в следующем: ЭЦП первого типа включает в себя все признаки неквалифицированной, но дополняется сертификатом безопасности ключа. Этот незначительный факт существенно влияет на безопасность и сферу применения.
Неквалифицированная | Квалифицированная |
---|---|
Создается в результате криптографического преобразования информации и с использованием средств ЭЦП. Позволяет определить подписавшее лицо и обнаружить внесение изменений в цифровой документ. |
Обладает признаками неквалифицированной. Для ее создания требуются средства ЭЦП, обладающие подтверждением в соответствии с требованиями закона. Есть ключ проверки, он указан в сертификате. |
Получаем УКЭП
1. Выбираем центр для получения подписи. Вот где получить усиленную квалифицированную электронную подпись — в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Список таких центров выложен на сайте Минкомсвязи.
2. Готовим пакет документов. В зависимости от того, кому необходима ЭЦП (физическому, юридическому лицу или ИП), список для получения различен.
Пакет документов для получения усиленной квалифицированной электронной подписи для физических лиц включает в себя:
- паспорт;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).
УКЭП для юридических лиц изготавливается на основании следующих документов:
- учредительные документы юридического лица;
- лист внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.
А индивидуальным предпринимателям придется подготовить такой пакет:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- ЕГРИП.
3. Обращаемся в удостоверяющий центр и передаем эти документы. Центры вправе запросить дополнительные.
Инструкция, как получить усиленную квалифицированную электронную подпись для суда, не отличается от этой инструкции.