Правила национального режима: что изменят в 2020 году

Национальный режим в госзакупках — это запреты и ограничения, которые применяются в тендерах к товарам, сделанным в иностранных государствах. С 01.05.2020 эти правила полностью изменили.

Скачать постановление правительства № 616 от 30.04.2020 о запретах в рамках нацрежима
Скачать постановление правительства № 617 от 30.04.2020 об ограничениях в рамках нацрежима
Скачать приказ Минфин № 126н от 04.06.2018 в актуальной редакции

Как изменили запреты в закупках иностранной продукции

30.04.2020 на портале правовой информации опубликовали правительственное постановление по нацрежиму по 44 ФЗ №616, которое утвердило новые правила работы с запретами. Запретят приобретать иностранную продукцию в закупках для обороны и безопасности страны, а в остальных случаях придется использовать механизм «третий лишний» и ценовые преференции.

В п. 12 постановления указано, что закупки ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства — это тендеры в рамках исполнения мероприятий госпрограмм, в т. ч. вооружения, иных мероприятий в рамках гособоронзаказа и определенных заказчиков на основе перечней ТРУ, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти.

Эти меры призваны упростить закупочный процесс, сгруппировать акты правительства, которые устанавливают запреты и ограничения в рамках национального режима, в одно постановление. Его сформировали на базе постановления правительства №239 от 07.03.2019 о запретах на допуск отдельных видов иностранной продукции станкоинструментальной промышленности.

Перечень, который утвержден документом, расширили товарами по постановлению правительства №9 от 14.01.2017 и добавили некоторые виды продукции из ПП №656 от 14.07.2014. Получилось постановление №616 о запрете закупать иностранные промышленные ТРУ в рамках госзакупок для обороны и безопасности государства. Запрет распространяется только на ТРУ, которые есть в перечне к этому проекту.

ВАЖНО!
В 2020 году национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не приравнивается к иностранной в рамках национального режима.

В п. 4 постановления указано, что запрет не применяется, если:

  • есть разрешение на закупку иностранного продукта, которое выдается с помощью государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в порядке, установленном Минпромторгом;
  • обеспечивается взаимодействие товаров с теми, которые использует заказчик ввиду их несовместимости с имеющими другие товарные знаки;
  • закупают запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которое использует заказчик, по техдокументации на них;
  • закупают одну единицу товара, цена которого не больше 50 000 рублей, а совокупность таких товаров суммарно по стоимости меньше 1 млн рублей. Исключение — закупки продукции, указанной в позициях 1-24 раздела I в приложении;
  • закупают одну единицу продукции из указанных в приложении, стоимость которой не больше 10 000 рублей, и суммарно стоимость меньше 1 млн рублей. Исключение — закупки ТРУ, которые указаны в позициях 1-24 раздела I в приложении;
  • закупают одну единицу, цена которых не больше 5000 рублей и суммарная стоимость меньше 50 000 рублей;
  • закупки проводит ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента и Главное управление спецпрограмм Президента. Исключение — закупки ТРУ, которые указаны в позициях 1-24 раздела I, 129-131 раздела IX и в разделе V, если закупают одну единицу продукции, стоимость которой равна или меньше 2 млн рублей;
  • поставляют вооружение, военную и спецтехнику, которая принята на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, или поставляют образцы вооружения, военной и спецтехники, которые разработаны по конструкторской документации с литерой не ниже «О»;
  • закупают продукцию, которая указана в приложении к проекту постановления, в рамках реализации программы приграничного сотрудничества: «Карелия», «Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Латвия», «Россия — Литва», «Россия — Польша», «Россия — Эстония», «Интеррег. Регион Балтийского моря». Чтобы подтвердить, что закупка проходит в рамках этих программ, получите заключение Минпромторга.

В п. 5 постановления указано, что подтверждают производство продукции на территории России (страны происхождения) сведения из реестра отечественной промышленной продукции. А производство промышленной продукции на территории ЕАЭС — сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС.

Основание для включения в реестр — заключение Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории России по постановлению правительства №719 от 17.07.2015.

Для соблюдения национального режима участники, чтобы подтвердить страну происхождения, в составе заявки предоставляют выписку из реестра российской промышленной продукции. Она формируется с помощью ГИСП. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации этого постановления, придется выкладывать информацию о результатах закупки в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

Как изменили ограничения в закупках иностранной продукции

30.04.2020 на портале правовой информации появилось постановление правительства об ограничениях и условиях допусках в госзакупках по 44-ФЗ на 2020 год. Он включает машиностроительную продукцию по постановлению правительства №656 от 14.07.2014 с добавлением мебельной и деревообрабатывающей продукции по постановлению №1072 от 05.09.2017, продукции легкой промышленности по постановлению правительства №791 от 11.08.2014 и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов по постановлению правительства № 1119 от 20.09.2018. Добавили оборудование для пищевой промышленности, товары, содержащие алюминий, музыкальные инструменты, спорттовары, товары детской индустрии и строительные материалы.

Ограничения в рамках национального режима распространяются на услуги и работы, в составе которых предусмотрена закупка отдельных видов промтоваров, которые указаны в приложении.

Основной принцип для работы с ограничениями в рамках национального режима — «третий лишний». Он заключается в том, что заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают поставить отдельные виды иностранных товаров. Участвуют не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

  • предлагают поставить отдельные виды товаров, страна происхождения которых только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • не предлагают поставить один и тот же вид промтовара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона о защите конкуренции при сопоставлении этих заявок.

К участникам закупок ТРУ, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17, 18, 21, 23 раздела I приложения к постановлению, предъявляются дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 16, 19, 20, 22 раздела I приложения к постановлению, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС.

ВАЖНО!
В названии документа указано, на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим, — страны, которые входят в ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не считается иностранной и не ограничивается в рамках национального режима.

Если заявка, в которой предлагается поставить иностранные товары, не отклоняется, применяются условия допуска в рамках национального режима по приказу №126н от 04.06.2018.

В п. 7 постановления указано, что страну происхождения отдельных видов товаров подтверждают:

  • сведения из реестра промышленной продукции;
  • сертификат СТ-1.

Основание для включения продукции в реестр российской продукции — заключение Минпромторга о подтверждении производства на территории России (постановление правительства №719 от 17.07.2015).

В п. 8 постановления указано, что документ, который подтверждает соблюдение ограничений в рамках национального режима и который предоставляется в составе заявки, — это указание (декларирование) участником закупки информации о стране происхождения ТРУ. Указывается и о предоставлении документа из пункта 7 постановления.

На этапе исполнения поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции из ГИСП или копию сертификата СТ-1, если в реестре нет продукции. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации постановления в рамках национального режима, придется выкладывать информацию о результатах закупки в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

В п. 11 проекта постановления указано, что ограничения в рамках национального режима не применяются к позициям 244 и 245 раздела Х приложения, когда закупаются:

  • спортивное оружие, патроны, боеприпасы и детали для обеспечения нужд спорта высших достижений;
  • запчасти и детали к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Это же постановление признает утратившими силу такие акты правительства:

  • №656 от 14.07.2014 о запретах в рамках национального режима отдельных видов зарубежных товаров машиностроения;
  • №791 от 11.08.2014 о запретах в рамках нацрежима продукции зарубежной легкой промышленности;
  • №1072 от 05.09.2017 о запретах в рамках национального режима зарубежной продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • №1119 от 20.09.2018 об ограничениях допуска в рамках нацрежима зарубежного оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Ближайшие изменения нацрежима в 2020 году

Собрали в таблицу предложения регулятора, которые опубликованы в феврале 2020 года.

Что меняется Как реализуют Скачать проект изменений
Установят минимальную долю закупок у отечественных производителей

Ст. 14 44-ФЗ дополнят п. 7 о праве правительства утвердить минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар российского происхождения, от общего годового объема закупаемых ТРУ, порядок выполнения этой минимальной доли, сферы госзакупок и перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ (российского происхождения). В этот список планируют включить работы и услуги.

В законе о контрактной системе появится ст. 30.1 об особенностях закупок продукции российского происхождения. В ч. 1 этой статьи указано, что для выполнения минимальной доли закупок заказчик вправе в извещении или закупочной документации установить ограничения для иностранных товаров. А в закупках у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заказчики вправе установить в контракте обязанность поставщика выполнить минимальную долю закупок.

Если по окончанию срока подачи заявок не подано ни одной с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик обязан:

  1. Продлить срок подачи заявок ‎на первоначальный установленный заказчиком период приема предложений.
  2. Признать, что закупка не состоялась.

Если после продления не подано ни одной заявки с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик вправе отменить ограничение на поставку иностранного товара и продлить срок подачи заявок на первоначальный период приема предложений

Скачать законопроект о квотах в 44-ФЗ
Утвердят особенности формирования НМЦК В рамках ч. 3 ст. 30.1 44-ФЗ правительству предоставят полномочия утвердить особенности формирования НМЦК для выполнения минимальной доли закупок на основе характеристик продукции российского происхождения, которые накопились в ЕИС.
Введут новый отчет По итогам года заказчикам придется составлять отчет об объеме закупок товара российского происхождения ‎и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, публиковать такой отчет в ЕИС. Если заказчик не выполнит минимальную доли закупок, ему вместе с отчетом придется разместить обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок
Новые правила описания товаров российского происхождения

В ч. 1 ст. 33 44-ФЗ добавят пункт 9. В этом пункте закрепят, что заказчик при описании объекта закупки, закупаемого ‎по ч. 7 ст. 14 закона о контрактной системе, указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики ТРУ российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется изделие российского происхождения, на основании сведений из ЕИС

Новые правила в условиях допуска иностранных товаров по приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 Планируют утвердить изменения в приказ №126н и предусмотреть установление преференции в размере 20% для машин и оборудования при реализации национальных проектов (программ) Скачать проект изменений в приказ Минфина №126н от 04.06.2018

А ФАС анонсировала, что планирует распространить условия допуска по приказу №126н на все ТРУ, запреты применять в исключительных случаях, а ограничения использовать по принципу «третий лишний». Еще антимонопольный орган планирует утвердить единый список документов для подтверждения страны происхождения.

Что еще менялось в условиях допуска иностранной продукции

С 14.10.2019 вступил в силу приказ Минфина №111н от 18.07.2019, который дополнил перечень в рамках национального режима по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 такими кодами по ОКПД2:

  • 10.86.10.133 — смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.134 — смеси молочные последующие сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.135 — смеси кисломолочные сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.139 — смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста.

А на сайте проектов нормативных актов опубликован проект приказа, который утверждает перечень в рамках национального режима в новой редакции.

А как раньше регулировался национальный режим

Закон о контрактной системе обязывает заказчиков и поставщиков следовать при проведении закупок правилам национального режима. Они сформированы для таких целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ устанавливает:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Какие товары запрещено закупать по 44-ФЗ в 2020 году

В постановлениях правительства закреплены перечни ТРУ, которые находятся под запретом для закупки в рамках национального режима, и оговорены случаи, когда запрет не применяется. Под запрет подпадают и те, которые относятся к категории:

  • продукты машиностроения;
  • продукты легкой промышленности;
  • имеющие оборонное значение;
  • программное обеспечение.

Заказчику необходимо помнить, что если во время проведения торгов подана заявка, которая содержит предложение о поставке подобной продукции иностранного происхождения, то она отклоняется (за исключением той, которая произведена в странах ЕАЭС).

Какие товары ограничены к приобретению в 2020 году

В 44-ФЗ не указано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Это прописано в постановлениях, которые приняты в исполнение ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме. Отдельные акты правительства утверждают перечень товаров и соответствующие им ОКПД2. В этих же документах установлено, когда не пользоваться правилами и ограничениями.

В рамках национального режима постановлениями ограничены такие категории продукции (заявки допускаются в том случае, если нет предложений от участников из РФ и стран ЕАЭС):

  • лекарственные препараты;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • пищевая продукция;
  • спортивное огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы.

Какие товары находились под преференциями в 2019 году

25.10.2018 на официальном портале правовой информации опубликован приказ Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров в рамках национального режима. Они регулируют применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ. Если ТРУ есть в этом списке, то при приобретении заказчики обязаны предоставить преференции в размере 15% поставщикам, которые предлагают продукцию отечественного производства или из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

К примеру, заказчику необходимо закупить офисные стулья. При проведении торгов поданы две заявки: один участник предлагает офисные стулья российского производства с общей стоимостью 265 000 рублей, а второй — офисные стулья иностранного происхождения на общую сумму 261 000 рублей. Непосредственно в момент торгов участники снижают стоимость до 248 000 рублей и 240 000 рублей соответственно. Одерживает победу в этой ситуации участник, который предложил меньшую стоимость, хоть он и планирует поставить товар иностранного производства. Но к нему применится понижение цены на 15%. Таким образом, заключается контракт на поставку импортной продукции по цене 204 000 рублей.

В пункте 5 приказа установлено, что он действует с даты отмены приказа №155. А он утратил силу по приказу Минэкономразвития №499 от 19.09.2018. Таким образом, заказчики обязаны применять новый приказ о преференциях с 05.11.2018.

Подробнее об этом: «Приказ о преференциях уходит в прошлое».

Требования национального режима в документации о закупке в 2020 году

Отметим, что применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ считает обязательным. Заказчик указывает в закупочной документации о применении статьи 14 44-ФЗ, в частности, он обязан:

  • потребовать задекларировать участником страну происхождения (первая часть заявки);
  • предоставить документы по национального режиму, которые подтверждают соответствие участника ст. 14 44-ФЗ;
  • указать на применение национального режима.

В 2019 году в контрактной системе произошли изменения в правилах импортозамещения. Подробнее об этом: «Важные изменения по импортозамещению и преференциям».

Национальный режим по 223-ФЗ

В сфере торгов для нужд отдельных видов юридических лиц введен приоритет ТРУ российского происхождения. По этому вопросу правительством принято постановление № 925 от 16.09.2016.

ВАЖНО!
Постановлением не установлен перечень товаров, которые подпадают под национальный режим. Заказчики устанавливают приоритет к любой отечественной продукции.

Процедура предоставления приоритетов в рамках национального режима по 223-ФЗ схожа с той, что установлена нормами 44-ФЗ. Указывайте в документации и извещении и применяйте понижающий коэффициент. В торгах по 223-ФЗ нет запретов и ограничений. Это дает возможность участникам, которые планируют поставлять товары иностранного происхождения, участвовать в тендерах наравне с отечественными производителями, с учетом понижающего коэффициента.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо