Как закупить топливо: пошаговая инструкция

Размер шрифта:

Закупка топлива по 44-ФЗ проводится конкурентными способами и у единственного поставщика. Но не все виды топлива можно закупать одной процедурой. Есть и другие нюансы. 

Если в собственности заказчика есть транспортные средства, то ему придется закупать горюче-смазочные материалы. Организации проводят закупку ГСМ по 44-ФЗ с последними изменениями в 2023 году с учетом норм постановления Правительства РФ № 19 от 13.01.2014. Для закупок бензина ФАС и Минфин вправе установить особый порядок определения НМЦК и начальной цены единицы товара, цены контракта с единственным поставщиком (п. 1 постановления Правительства РФ № 1074 от 08.09.2018). Пока такой порядок не ввели, заказчики рассчитывают цену по нормам Федеральной контрактной системы.

Выбираем способ определения поставщика

В 44-ФЗ разъясняется, какой способ определения поставщика бензина может выбрать заказчик: поскольку нефтепродукты с ОКПД2 19.2 и химвещества с ОКПД2 20 входят в аукционный перечень, закупать топливо надо путем электронного аукциона (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ, распоряжение Правительства РФ № 471-р от 21.03.2016). Открытый электронный конкурс для торгов по ГСМ не проводится.

Но есть и другие способы, которые сможет использовать заказчик:

  1. Электронный запрос котировок. Но только если НМЦК — не более 10 млн рублей. Лимиты годового объема закупок временно отменили — они не действуют до 31.12.2026. Электронный запрос котировок без ограничений по цене проводят, если заказчик расторг заключенный контракт в одностороннем порядке. В этом случае ГСМ закупают в объеме, который не получили по предыдущему контракту (пп. «б» п. 2 ч. 10 ст. 24, ч. 18 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Контракт с единственным поставщиком. По правилам закупка ГСМ по 44-ФЗ у единственного поставщика проводится по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: цена контракта не превышает 600 000 рублей. Если же закупка малого объема проводится на электронной площадке, то заказчик сможет заключить контракт до 5 млн рублей. Но важно следить за годовым объемом таких заказов — нельзя, чтобы он превышал 100 млн рублей. В этом СГОЗ не учитываются заказы по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Описываем объект закупки

Чтобы сформировать объект закупки, надо определить наличие технологической и функциональной связи между товарами:

  1. Относятся ли приобретаемые ГСМ к одному товарному рынку.
  2. Не ограничит ли конкуренцию их объединение в одну закупку.

Связанные виды ГСМ нельзя объединять в одну закупку с товарами, для которых установили особые условия допуска — если сделаны в иностранном государстве. Новые правила закупок бензина в соответствии с законом 44-ФЗ запрещают, чтобы одним контрактом приобретали горючее, на которое распространяются условия допуска и ГСМ, для которых эти условия не действуют (п. 3 Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018). Еще нельзя объединять в одну закупку товары, на которые распространяются ограничения допуска, и другую продукцию (ч. 5 постановления Правительства РФ № 617 от 30.04.2020).

Условия допуска распространяются на товары с ОКПД2 (приложение 1 к приказу № 126н):

  • 20.59.42 — антидетонаторы, присадки к топливу и смазочным материалам, аналогичные продукты;
  • 20.59.43.130 — антиобледенители.

Используем КТРУ

Когда формируете техническое задание или описание объекта закупки для топлива, используйте каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Возьмите из КТРУ наименование, единицы измерения, описание топлива (п. 2, 4 Правил из ПП РФ № 145 от 08.02.2017). Чтобы найти позицию в каталоге, введите в строку поиска наименование объекта закупки, код ОКПД2 или его часть.

По ОКПД2 большинство ГСМ — это группа нефтепродуктов и подгруппа смазочных материалов, присадок, антифризов.

Например, для закупки масла по 44-ФЗ по новым правилам (трансмиссионного масла) вводите код ОКПД2 19.20.29.120, для антифриза — 20.59.43.120.

А вот как выглядит позиция в каталоге для автомобильного бензина.

Описание топлива надо использовать точно так же, как в каталоге — менять ничего нельзя. Но при необходимости заказчик сможет дополнить описание объекта закупки нужными характеристиками, если их нет в КТРУ: опишите допхарактеристики по правилам ст. 33 Федеральной контрактной системы. Но это дополнение необходимо обосновать (п. 5, 7 Правил КТРУ).

Характеристики, которые описывают конкретное топливо в каталоге, — это октановое число и экологический класс. Для того чтобы закупаемый бензин соответствовал стандартам качества, в техническом задании или описании объекта разрешают указать конкретный ГОСТ с целью соблюдения единых требований к качеству и безопасности ГСМ. ГОСТ для топлива утвержден постановлением Госстандарта № 404 от 09.12.1997.

В КТРУ приведены две единицы измерения топлива — литры и кубические дециметры. Не допускается использование наименований, значений и характеристик ТРУ, которые не зафиксированы в каталоге. За нарушение данной нормы организации-заказчику грозит штраф в 3000 рублей на должностное лицо (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, Решение Мордовского УФАС № 414 по делу № 356 от 27.06.2018).

Если в КТРУ нет нужной позиции по топливу, то опишите объект с учетом правил ст. 33 ФКС. А с 01.10.2023 характеристики объекта закупки по п. 1 ч. 1 ст. 33 ФКС надо указывать в извещении с использованием ЕИС (п. 7 Правил КТРУ).

Определяем НМЦК топлива

Начальную (максимальную) цену на топливо определяют методом сопоставимых рыночных цен — анализом рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Цена зависит от того, известен ли заказчику объем закупки:

  1. Объем неизвестен. Тогда надо обосновать цену за единицу каждого товара методом анализа рынка. К примеру, рассчитайте НМЦК за литр топлива конкретной марки. В извещении вместо начальной цены надо указать начальную единицу цены, начальную сумму таких цен, максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22, п. 2 ч. 2 ст. 42 ФКС). Пример: заказчик приобретает бензин АИ-92 по начальной цене 44 рубля за литр и бензин АИ-95 по начальной цене 48 рублей за литр. Сумма цен единиц товара — 92 рубля. Это и есть сумма торгов, которую начнут снижать участники аукциона. Но в проект контракта надо включить порядок определения количества топлива, которое поставщик предоставит по заявкам заказчика (ч. 1 ст. 34 ФКС).
  2. Объем известен. НМЦК обосновывают обычным способом.

Максимальное значение цены госконтракта и формулу цены указывают в обоих случаях: отпуск ГСМ по максимальной цене контракта проводится по правилам Федеральной контрактной системы и ПП РФ № 19. Прописывайте максимальный показатель и формулу в извещении и в документах заказа (ч. 2 ст. 34, п. 2 ч. 2 ст. 42 ФКС).

Как указать формулу цены

Горюче-смазочные материалы — исключение из правила о твердой цене госконтракта (ч. 2 ст. 34 ФКС, ПП РФ № 19). В извещение, проект контракта и документы заказа включают максимальное значение и формулу цены. Итоговая цена контракта определяется после поставки бензина и рассчитывается по этой формуле. По сути, формула необходима, чтобы заказчик получал бензин и другое топливо по фактической цене поставщика. А итоговая стоимость поставки ограничивается максимальной ценой, которую стороны определили в результате закупки.

ВАЖНО!
Максимальное значение и формулу цены указывают, только если закупают моторное топливо, в том числе автомобильный и авиационный бензин (п. 2 ст. 34, п. 9 ч. 1 ст. 42 ФКС, ПП РФ № 19). Единой формулы нет, заказчик сможет использовать любую удобную формулу (письма Минфина № 24-03-07/34688 от 28.04.2020, № 24-03-08/31865 от 11.05.2018). При закупке ГСМ других видов формула цены не используется.

Вот как прописать при создании информации в ЕИС формулу цены контракта на поставку бензина по 44-ФЗ — в проекте контракта:

«Максимальное значение цены Контракта (ЦКmax) представляет собой цену Контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона № ___ от «___» _______ 202_ г.) и составляет ________ рублей, в том числе НДС _____% ___ рублей (или без НДС).

Оплата по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта…»

Если эти условия не включить в контракт, то такое соглашение посчитают незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как подготовить проект контракта по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Самая понятная и наиболее распространенная формула цены на бензин 44-ФЗ такова:

Она означает, что цена топлива, которую оплачивает заказчик за установленный контрактными отношениями период, вычисляется путем суммирования произведений отпускных цен за единицу и объемов поставки за период поставки.

Эту математическую запись удобно применять в случае, если предельная стоимость одного литра бензина фиксирована.

Приведем пример расчета.

Организация-заказчик заключила госконтракт на сумму 500 000 рублей. Количество приобретаемого товара — бензина АИ-92 — 12 000 литров. Соответственно, ПМЦ одного литра составляет 500 000 / 12 000 — 41,7 руб. Период поставки составляет 6 месяцев — с июля по декабрь 2023 года. Следовательно, в течение одного месяца организация использовала 2000 литров. В июле — октябре закупаемый ГСМ стоил 41,7 руб., а в ноябре и декабре — 41 руб. Соответственно, стоимость топлива по формуле в контракте станет такой:

ЦК = Ц1 × V1 + Ц2 × V2 + Ц3 × V3 + Ц4 × V4 + Ц5 × V5 + Ц6 × V6.

ЦК = 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41 руб. × 2000 л. + 41 руб. × 2000 л. = 333 600 + 164 000 = 497 600. Экономия — 2400 руб.

Поскольку заказчики больше не обязаны прописывать условие о твердой цене госконтракта, теперь при расхождениях между фактической стоимостью поставки и максимальной ЦК соглашение не надо изменять или расторгать.

ВАЖНО!
При планировании закупок топлива рассчитывайте НМЦК по общему правилу — методом анализа рынка.

Применяем ограничения и условия допуска

Ограничения надо применять при закупках промышленных товаров из перечня ПП РФ № 617. А условия допуска применяются для ГСМ, которое есть в перечне № 1 к Приказу Минфина № 126н. Если товар есть в обоих списках, то к нему применяют ограничения и условия допуска. В обоих списках вы найдете код ОКПД2 — антидетонаторы, присадки к топливу и смазочным материалам, аналогичную продукцию.

Информацию об ограничениях и условиях допуска надо указывать в извещении (п. 15 ч. 1 ст. 42 ФКС). Если применяете ограничения допуска, то напишите в извещении, что подтвердить страну происхождения товара участник сможет любым из способов (п. 7 ПП РФ № 617):

  1. Указанием номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и информацией о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории России. Сведения о баллах понадобятся, когда требование об их совокупном количестве установлено ПП РФ № 719 от 17.07.2015.
  2. Указанием номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров и информацией о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций в странах ЕАЭС. Сведения о баллах понадобятся, когда требование об их совокупном количестве установлено Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 105 от 23.11.2020.

Для подтверждения соответствия товара ограничениям участнику надо указать в заявке номера реестровых записей из промышленных реестров и совокупное количество баллов (п. 9 ПП РФ № 617). В контракт с победителем тоже включают номера реестровых записей и совокупное количество баллов. В процессе исполнения госконтракта поставщик вместе с поставкой товара обязан передать документы, по которым вносились сведения в реестры промышленных товаров.

Если проводится закупка с ограничением допуска, то заказчик применяет принцип «второй лишний». Он отклоняет все заявки с предложением о поставке иностранных товаров, кроме продукции из ЕАЭС, если подали хотя бы одну заявку, которая соответствует требованиям извещения, содержит предложение о поставке товаров только из ЕАЭС. Еще одно важное условие — в этой заявке нет предложения о поставке одного и того же вида товара одного производителя или производителей из одной группы лиц (п. 2 ПП РФ № 617).

ВАЖНО!
Если отклонили заявки по принципу «второй лишний», то в процессе исполнения госконтракта нельзя допускать замену товара отечественной продукции и товаров из ЕАЭС на иностранные (п. 10 ПП РФ № 617).

Если закупаете ГСМ с ограничениями и условиями допуска, но ограничения не сработали и вы не отклонили заявку с иностранным топливом, то дальше применяйте условия допуска из приказа № 126н.

Вот как применить условия допуска в закупках топлива:

  1. Для электронного запроса котировок. При рассмотрении и оценке заявки по критерию «цена контракта» цену участника снижают на 15 %, если в заявке — предложение о поставке топлива только из ЕАЭС. Госконтракт заключают по цене, которую предложил победитель. Понижающий коэффициент к ЦК не применяется (п. 1.2 приказа № 126н).
  2. Для электронного аукциона. При заключении контракта цену победителя снижают на 15 %, если он предложил хотя бы один товар не из ЕАЭС. Если же в предложении победителя — топливо только из ЕАЭС, то госконтракт заключают без понижающего коэффициента (п. 1.3 приказа № 126н). Такие же правила применяются при заключении госконтракта со вторым участником, если победитель уклонился от договорных отношений с заказчиком (п. 1.5 приказа № 126н).

Информацию о стране происхождения ГСМ участник предоставляет в составе заявки (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 ФКС). А при исполнении госконтракта страну происхождения товара разрешают изменить только на страну из ЕАЭС (п. 1.7 приказа № 126н).

ВАЖНО!
Условия допуска не применяются, если закупка не состоялась. Кроме того, условия допуска не действуют, если все допущенные заявки содержат иностранное топливо не из ЕАЭС или же все допущенные заявки предлагают ГСМ только из ЕАЭС (п. 2 приказа № 126н).

Прописываем специальные условия в проекте контракта

В проект контракта необходимо включить специальные условия с учетом специфики закупаемой продукции:

  1. Срок поставки — периоды, когда заказчику надо поставить топливо.
  2. Порядок поставки. Есть три варианта: самовывоз, поставка за счет исполнителя, по топливным картам. Пропишите, какие действия надо предпринять, чтобы получить бензин.
  3. Условие о формуле и максимальной цене.
  4. Способ и порядок оплаты — авансирование, платеж с отсрочкой или по факту поставки.
  5. Порядок сдачи-приемки топлива. Надо утвердить отгрузочные документы и документацию, которая подтверждает качество топлива (паспорт качества, сертификат соответствия). Договоритесь, как подтверждать передачу ГСМ и как проводить расчеты. Стороны вправе предусмотреть передачу заявок поставщику или же выставление счетов за фактически поставленный бензин.
  6. Ответственность за нарушение условий договора.
  7. Срок действия госконтракта, возможность заключения дополнительного соглашения.
ВАЖНО!
Подробно опишите в госконтракте для ГСМ порядок взаимодействия с поставщиком: условия отпуска бензина и место заправки, передачи документов и оплаты.

На федеральном уровне типовые условия контракта на поставку топлива не утверждали. Но их вправе устанавливать правительство РФ. Как только их утвердят, надо применять типовые условия при формировании проекта контракта (ч. 11 с. 34 44-ФЗ).

Закрываем контракт

Договор становится исполненным, когда продавец поставит весь объем топлива, а заказчик оплатит поставку. Обе стороны подписывают документы сдачи-приемки. Информацию об исполнении и об оплате необходимо разместить в реестре контрактов в ЕИС.

Заказчик ведет учет топлива по топливным картам, в которых отражается объем закупленного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик ежемесячно предоставляет заказчику счет-фактуру по произведенным расходам и прикладывает отчет о потреблении.

Госконтракт закрывают такими документами:

  • отчет держателя топливной карты, к нему прикладываются чеки и путевые листы;
  • отчет о потреблении от поставщика;
  • товарные накладные на отпуск топлива.

Чеки от поставщика тоже учитывают как акт приемки и внутренней экспертизы.

У этих документов и отчетов нет унифицированных бланков отчетности. Заказчик вправе разработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.