Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

КВР и КОСГУ — это специальные кодификаторы, которые используют бюджетники для ведения бухучета, планирования и подготовки отчетности. Чиновники обновили увязки кодов на 2020 и 2021 год, изменения коснулись закупок.

Новый регламент работы

Министерство финансов утвердило последние изменения в сопоставительную таблицу КВР и КОСГУ, которую бюджетники применяют с 1 января 2020 года.

ВАЖНО!
Классификатор видов расходов, КОСГУ по приказу №65н с изменениями на 2020 год больше не действует. Актуальные коды закреплены приказами Минфина России №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019) и №85н от 06.06.2019 (ред. от 12.05.2020). Работать по старым инструкциям запрещено.

Последние правки по увязкам кодификаторов были незначительны. Новые соответствия с КВР и все изменения КОСГУ в 2020 в одной таблице:

Код вида расхода

Классификатор операция СГУ

Комментарии

122

221

Новая увязка разрешена, например, для выплат компенсаций стоимости сотовой связи подчиненным.

243

229 и 299

Условия в части признания затрат по капитальному ремонту и капвложениям.

454 и 455

530

Применяйте КВР 454 в увязке со статьей 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» (п. 13.3 Порядка №209н, п. 48.4.4.4 Порядка №85н).

613, 623, 634, 814

297

Новое условие применяется к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

111

211

Это старая увязка кодификатора, но теперь ее разрешили применять для отражения расходов на ФОТ осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ.

111

266

Расширено содержание операций по старой увязке кодов. Теперь при оплате пособий за первые три дня больничного осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ, используют это соответствие.

ВАЖНО!
С 2021 года бюджетникам придется работать по обновленным правилам. Министерство Финансов РФ вводит в действие новую таблицу соответствий КВР и КОСГУ.

Что такое КОСГУ

КОСГУ в бюджете — это числовой код, который позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию. Расшифровка аббревиатуры КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления.

ВАЖНО!
Чиновники установили новый порядок применения и расшифровки КОСГУ на 2020 год для бюджетных учреждений. Классифицировать операции следует в соответствии с новым приказом Минфина России №209н от 29.11.2017 (ред. от 13.05.2019). Положения применимы с 01.01.2019 и распространяются на все типы организаций бюджетной сферы: КУ, БУ и АУ.

Различают такие группы классификации бюджета:

  • «100» — доходы, в том числе и прибыль;
  • «200» — расходы;
  • «300» — поступление НФА;
  • «400» — выбытие НФА;
  • «500» — поступление ФА;
  • «600» — выбытие ФА;
  • «700» — увеличение обязательств;
  • «800» — уменьшение обязательств.

До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ. Затем данное правило отменили. Теперь в 18–20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.

КОСГУ: применение в работе

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Оставление бюджетной отчетности следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. К примеру, отчетные формы, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, и 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, и 0503723 — для БУ.

КОСГУ в закупках

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе кодов ОСГУ. После составления плана затрат учреждение готовит план закупок и план-график на соответствующий финансовый период. Эти документы в сфере закупок тоже готовятся на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2016 года расшифровка планов-графиков и планов закупок составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Это в корне неверно.

Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Что такое КВР

Код вида расхода или КВР — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации. Такое содержание и расшифровку, что такое КВР в бюджете, предусматривает бюджетное законодательство.

ВАЖНО!
КВР для учреждений в 2020 году следует определять в соответствии с Приложением №4 к приказу Минфина России №85н от 06.06.2019 (ред. от 12.05.2020).

Законодательством предусмотрена такая группировка кодов:

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Порядок определения КВР и КОСГУ

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Для безошибочной увязки КВР и КОСГУ чиновники рекомендуют использовать таблицу соответствия кодов видов расходов и классификации сектора госуправления.

Пример. Расходная операция: ремонт автомобиля. КОСГУ — ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот КВР зависит от типа ремонта. Для текущего ремонта выбирайте КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А для капитального ремонта — расшифровка КВР 243 для бюджетных учреждений «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если же учреждение несет расходы на услуги или работы для целей по капитальным вложениям, то используйте в учете КОСГУ 228, согласно положениям приказа №209н.

Увязки кодов на 2020 год обновлены

Минфином России опубликована новая таблица соответствия КВР и КОСГУ в 2020 году для бюджетных учреждений. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

Вид расходов

КОСГУ

Примечание

Код

Наименование

Код

Наименование

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

211

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

212

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

213

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

214

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

215

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

340

Увеличение стоимости материальных запасов

216

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

352

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

353

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

217

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

218

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

219

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

352

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

353

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

221

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

222

Транспортные услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

226

Прочие работы, услуги

229

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

310

Увеличение стоимости основных средств

343

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

223

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

226

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

342

Увеличение стоимости продуктов питания

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

В части расходов по оплате кормов для животных

224

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

226

Прочие работы, услуги

225

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

226

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

310

Увеличение стоимости основных средств

345

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

231

Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

300

Поступление нефинансовых активов

232

Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

220

Оплата работ, услуг

300

Поступление нефинансовых активов

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

241

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

352

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

353

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

221

Услуги связи

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

242

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

347

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

349

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

352

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

353

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

222

Транспортные услуги

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

229

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

296

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещение (компенсации), предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

243

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

297

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

299

Иные выплаты капитального характера организациям

310

Увеличение стоимости основных средств

344

Увеличение стоимости строительных материалов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

347

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

352

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

353

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

220

Оплата работ, услуг

В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

267

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

310

Увеличение стоимости основных средств

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

352

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования

353

Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования

530

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

245

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Основные ошибки в применении КВР

Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.

Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:

Ошибка

Штраф, наказание

Как избежать

Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

Ст. 15.14 КоАП РФ:

  • штраф на должностное лицо (20 000—50 000 рублей) или дисквалификация (1—3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5—25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в учреждении планируется операция, которой нет в действующем приказе №85н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.

Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется.

Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара

Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров).

На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды.

Применен КВР, не соответствующий типу учреждения

Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами приказа №85н.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо