Новый регламент работы
Министерство финансов утвердило последние изменения в соответствие КОСГУ и КВР в 2021: новую таблицу применяют с 01.01.2021.
Последние правки по увязкам кодификаторов были незначительны. Новые соответствия с КВР и все изменения КОСГУ на 2021 — в одной таблице:
Код вида расхода |
Классификатор операция СГУ |
Комментарии |
---|---|---|
122 |
221 |
Новая увязка разрешена, например, для выплат компенсаций стоимости сотовой связи подчиненным. |
243 |
229 и 299 |
Условия в части признания затрат по капитальному ремонту и капвложениям. |
454 и 455 |
530 |
Применяйте КВР 454 в увязке со статьей 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» (п. 13.3 порядка № 209н, п. 48.4.4.4 порядка № 85н). |
613, 623, 634, 814 |
297 |
Новое условие применяется к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов. |
111 |
211 |
Это старая увязка кодификатора, но теперь ее разрешили применять для отражения расходов на ФОТ осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ. |
111 |
266 |
Расширено содержание операций по старой увязке кодов. Теперь при оплате пособий за первые три дня больничного осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ, используют это соответствие. |
Что такое КОСГУ
В приказе Минфина 209н от 29.11.2017 указано, что такое КОСГУ в бюджетном учете, — это числовой код, который позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию. Расшифровка аббревиатуры КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления.
Представим виды расходов КОСГУ по 209н с изменениями на 2021 год в таблице:
100 |
Доходы |
110 — налоговые доходы |
|
111 — налоги |
|
112 — госпошлины |
|
130 — доходы от оказания платных услуг |
|
180 — прочие |
|
200 |
Расходы |
211 — зарплата |
|
213 — начисления на заработную плату |
|
221 — услуги связи |
|
222 — транспортные услуги |
|
223: расшифровка КОСГУ 223 в 2021 году для бюджетных учреждений — коммунальные услуги |
|
224 — аренда за использование имущества |
|
225 — работы и услуги по содержанию имущества |
|
226 — прочие работы и услуги |
|
228 — услуги для целей капитальных вложений |
|
290 — прочие расходы |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов (НА) |
310 — увеличение стоимости основных средств |
|
320 — увеличение стоимости нематериальных активов |
|
330 — увеличение стоимости непроизведенных активов |
|
340: расшифровка КОСГУ 340 в 2021 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости материальных запасов |
|
341 — увеличение стоимости лекарственных препаратов |
|
400 |
Выбытие НА |
410 — уменьшение стоимости основных средств |
|
411 — амортизация основных средств |
|
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов |
|
430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов |
|
440 — уменьшение стоимости материальных запасов |
|
500 |
Поступление финансовых активов (ФА) |
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов |
|
520 — увеличение стоимости ценных бумаг |
|
530 — увеличение стоимости акций |
|
600 |
Выбытие ФА |
610 — выбытие денежных средств |
|
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг |
|
630 — уменьшение стоимости акций |
|
700 |
Увеличение обязательств |
710 — увеличение задолженности по внутренним заимствованиям |
|
720 — увеличение задолженности по внешним заимствованиям |
|
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности |
|
800 |
Уменьшение обязательств |
810 — уменьшение задолженности по внутренним заимствованиям |
|
820 — уменьшение задолженности по внешним заимствованиям |
|
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности |
До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ. Затем это правило отменили. Теперь в 18-20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно работать с КОСГУ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
КОСГУ: применение в работе
Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.
Оставление бюджетной отчетности следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких отчетных форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.
КОСГУ в закупках
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели 2021 году, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат учреждение готовит план закупок и план-график на соответствующий финансовый период. Эти документы в сфере закупок тоже готовятся на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков и планов закупок составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Что такое КВР
Код вида расхода, или КВР — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.
Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы: расшифровка КЭК для бюджетных учреждений — коды экономической классификации. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планирование закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.
Законодательством предусмотрена такая группировка кодов:

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс по КВР.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Порядок определения КВР и КОСГУ
Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.
Для безошибочной увязки КВР и КОСГУ Минфин рекомендует использовать таблицу соответствия кодов видов расходов и классификации сектора госуправления.
Пример. Расходная операция: ремонт автомобиля. КОСГУ — ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот КВР зависит от типа ремонта. Для текущего ремонта выбирайте КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А для капитального ремонта — расшифровка КВР 243 для бюджетных учреждений «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если учреждение расходует средства на услуги или работы для целей по капитальным вложениям, то используйте в учете КОСГУ 228, согласно положениям приказа № 209н.
Увязки кодов на 2021 год
Минфином России опубликована новая таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.
Вид КВР — бюджетные статьи расходов с расшифровкой |
КОСГУ |
Примечание |
||
Код |
Наименование |
Код |
Наименование |
|
210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
|||
211 |
Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
212 |
Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
213 |
Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
214 |
Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
215 |
Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
216 |
Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
352 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования |
|||
353 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования |
|||
217 |
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
218 |
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
219 |
Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
352 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования |
|||
353 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования |
|||
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны |
||||
221 |
Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа |
222 |
Транспортные услуги |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
229 |
Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
343 |
Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов |
|||
223 |
Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа |
214 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
||
342 |
Увеличение стоимости продуктов питания |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
В части расходов по оплате кормов для животных |
||
224 |
Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
225 |
Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа |
226 |
Прочие работы, услуги |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
345 |
Увеличение стоимости мягкого инвентаря |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва |
||||
231 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов |
|||
232 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов |
|||
240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
||||
241 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
352 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования |
|||
353 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования |
|||
221 |
Услуги связи |
|||
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
242 |
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий |
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|
347 |
Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений |
|||
349 |
Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения |
В части бланков строгой отчетности |
||
352 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования |
|||
353 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования |
|||
243 |
243: расшифровка КВР 243 для бюджетных учреждений в 2021 году — закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества |
222 |
Транспортные услуги |
|
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
229 |
Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
|||
296 |
Иные выплаты текущего характера физическим лицам |
Возмещение (компенсации), предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта |
||
297 |
Иные выплаты текущего характера организациям |
В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений |
||
299 |
Иные выплаты капитального характера организациям |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
344 |
Увеличение стоимости строительных материалов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
347 |
Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений |
|||
352 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования |
|||
353 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования |
|||
244 |
Прочая закупка товаров, работ и услуг |
214 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда |
220 |
Оплата работ, услуг |
В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению |
||
267 |
Социальные компенсации персоналу в натуральной форме |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
352 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования |
|||
353 |
Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования |
|||
530 |
Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов |
|||
245 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
246 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
247 |
Закупка энергетических ресурсов |
223 |
Коммунальные услуги |
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется) |
Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год
Основные ошибки в применении КВР
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка |
Штраф, наказание |
Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством |
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в действующем приказе № 85н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется. |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара |
Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров). |
|
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок |
Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды. |
|
Применен КВР, не соответствующий типу учреждения |
Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами приказа № 85н. |