Все запреты и ограничения в госзакупках на 2020 год

Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, по 44-ФЗ  — это одна из мер поддержки российского производителя. Закон устанавливает ряд правил импортозамещения, которые обязан соблюдать заказчик. В 2020 году их серьезно изменят.

Скачать постановление правительства № 1674 от 14.12.2019
Скачать постановление правительства № 1675 от 14.12.2019
Скачать проект постановления правительства об ограничениях для иностранных стентов и катетеров

Ближайшие изменения в ограничениях по 44-ФЗ

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления. Ждем новые ограничения для иностранных:

  • стентов для коронарных артерий металлических непокрытых;
  • стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием);
  • катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики;
  • катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии).

Планируется, что ограничения будут действовать в течение 2 лет и создадут для России технологические и экономические преимущества.

Ограничения будут применять по правилу «второй лишний»: если подана хоть одна заявка с предложением поставить отечественные изделия, то иностранные отклонят. Страну происхождения товара подтвердят либо сертификатом СТ-1 либо заключениями торгово-промышленной палаты.

Вместе с проектом постановления разработали и приложение к нему. В нем утвердили перечень универсальных технологических операций, которые проводят производители стентов для коронарных артерий ‎и катетеров на территории Российской Федерации. А подтверждением соответствия производства стентов для коронарных артерий ‎и катетеров требованиям, которые изложены в перечне, является акт экспертизы ТПП. Порядок выдачи определят после согласования с Минпромторгом.

Ближайшие изменения в запретах по 44-ФЗ

Правительством принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на допуск товаров иностранного происхождения (устанавливает ст. 14 44-ФЗ).

С 25.12.2019 вступили в силу постановления правительства № 1674 и № 1675 от 14.12.2019. Они изменили правила применения запретов в закупках импортных автомобилей. Заказчики смогут купить импортные авто, если те:

  1. Соответствуют требованиям к товарам автомобилестроения из приложения к постановлению правительства № 719 от 17.07.2015. Они тоже изменены отдельным документом.
  2. Производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 01.01.2015 автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе авто заключили с Минэкономразвития и выполнялись надлежащим образом.
  3. Производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 01.04.2016 производство в режиме, который предусмотрен соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории России ряд операций.
ВАЖНО!
Последние два условия действуют до 01.07.2020.

Правительство подготовило масштабную реформу национального режима. Планировалось, что изменения вступят в силу с 01.01.2020. Но этого не произошло. О новых сроках пока неизвестно. Подробнее об этой реформе писали в статье «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима». Сохраните эту статью в «Избранное», как только новые правила утвердят, мы актуализируем ее.

Сферы действия запретов

Ст. 14 закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ:

  1. Машиностроение — постановление № 656 от 14.07.2014.
  2. Легкая промышленность — постановление № 791 от 11.08.2014.
  3. Программное обеспечение — постановление № 1236 от 16.11.2015.
  4. Продукция, имеющая оборонное значение, — постановление 9 от 14.01.2017.
  5. Продукция станкоинструментальной промышленности, имеющая оборонное значение, — постановление № 239 от 07.03.2019.
ВАЖНО!
С 01.12.2019 не действует запрет на закупку иностранной мебели по постановлению правительства № 1072 от 05.09.2017.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные товары. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запреты товаров машиностроения

В постановлении правительства № 656 от 14.07.2014 указано, на какие виды транспортных средств распространяется запрет на поставку товаров машиностроения иностранного происхождения:

  1. Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
  2. Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
  3. Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
  4. Прочие автотранспортные средства.

Имеются и исключения, когда закупают перечисленные товары зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

  1. Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия этого контракта.
  2. Если нет аналогов российского производства и они соответствуют требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
  3. Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Запрет не распространяется на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Нормативный акт ПП РФ № 656 от 14.07.2014.
Когда применять Запрет на закупку товаров машиностроения распространяется при проведении конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.
Как применять Запрещено приобретать иностранные товары.
Что прикладывают к заявке на участие Любой из документов:
  1. Копия СПИК.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП, приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
  3. Разовый сертификат СТ-1 (приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Запреты в легкой промышленности

Постановление правительства № 791 от 11.08.2014 устанавливает запрет на допуск импортных товаров по 44-ФЗ при покупке легкой промышленности и услуг по их прокату, к которым относятся:

  • ткани текстильные;
  • одеяла;
  • белье постельное, столовое, туалетное;
  • ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка товара, который произведен в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, не имеют иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Нормативный акт ПП № 791 от 11.08.2014.
Когда применять

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур и в закупках у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Как применять

Запрет на закупку иностранной продукции. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС).

Что прикладывают к заявке на участие Декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых он изготовлен (в свободной форме).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Нет запрета, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь..

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный акт ПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Как применять Запрещено приобретать иностранную продукцию.
Что прикладывают к заявке на участие

Ничего.

Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Запреты продукции оборонного значения

Сейчас работает запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода по ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, постановление правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный акт ПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Как применять

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Что прикладывают к заявке на участие

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного Суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона предоставляет документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такой документ — как правило, сертификат СТ-1.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА Нельзя.

Запреты продукции станкоинструментальной промышленности для обороны и безопасности

С 11.03.2019 заработало постановление правительства № 239 от 07.03.2019 о запрете закупок продукции станкоинструментальной промышленности. К такой продукции относятся:

  • инструменты;
  • станки;
  • жернова;
  • точильные камни;
  • шлифовальные круги;
  • части и принадлежности.

Вот таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ.

Нормативный акт ПП № 239 от 07.03.2019.
Когда применять

Когда проводите любые конкурентные процедуры и закупаете у единственного поставщика или исполнителя ТРУ для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа и закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПП 239 не применяется, если есть разрешение Минпромторга на закупку зарубежной продукции.

Как применять

Устанавливают запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС) и работ (услуги), которые предусматривают закупку таких товаров. Отклоняют заявки, которые предлагают поставить зарубежные товары.

Что прикладывают к заявке на участие

Документы не требуются. Подтверждает происхождение запись из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

Запреты в закупках у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил эти специальные экономические меры указом от 31.05.2017 № 244.

ВАЖНО!

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. По постановлению правительства от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

Ограничения на допуск иностранных товаров

В большинстве случаев ограничения применяются вместе с условиями допуска. Это значит, что перед проведением закупки надлежит проверить товары на наличие не только ограничений, но и условий допуска. Вот какая продукция попадает под ограничительные нормы:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • продукты питания;
  • спортивное оружие, сопутствующий инвентарь (патроны) и др.

Есть случаи, когда заказчикам нет необходимости ограничивать заказы иностранной продукции:

  1. Торги проводятся до момента вступления ограничений в силу.
  2. Заказчик из иностранного государства приобретает товары на территории этого же государства для обеспечения собственных нужд.

Ограничения при закупке радиоэлектроники

Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ № 878 от 10.07.2019. Этот норматив, а значит, и ограничительные правила, действует до 01.09.2021 (п. 13 ПП РФ № 878).

Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:

  1. Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается (п. 7 ПП РФ № 878).
  2. Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа (п. 6 ПП РФ № 878). Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является декларация о нахождении товаров в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. В декларации ставится конкретный номер реестровой записи (п. 3 ПП № 878). Установите такое требование в закупочной документации и извещении.
  4. Если среди предложений участников есть минимум два, в которых участники полностью соответствуют условиям заказа и предлагают поставить товары из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, отклоните другие заявки с иностранными товарами (п. 3 ПП 878). Есть еще одно условие: эти две заявки не включают продукцию одного и того же вида, производителя или группы производителей. Если заявки с иностранной продукцией не отклонены, к ним применяют условия допуска.
  5. Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ, п. 8 ПП 878).

Если необходимая вам продукция отсутствует в Едином реестре российских радиоэлектронных товаров (или продукт из реестра не соответствует техническим и функциональным требованиям заказчика), ограничения на поставку иностранных изделий не применяются (п. 4 ПП 878). Подготовьте обоснование невозможности приобретения российского товара и разместите его в ЕИС наравне с извещением о госзакупке.

Ограничения при закупке лекарств

Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015, п. 2 письма ФАС России № ИА/10439/16 от 19.02.2016). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению (п. 1, 5 ПП 1289).

Применяйте ограничения следующим образом:

  1. Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в документации и извещении.
  2. Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям закупочной документации, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум одна соответствует положениям п. 1 ПП 1289, примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа № 126н от 04.06.2018.
  3. Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.

Ограничения при закупке медицинских изделий

Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней № 1 и 2, утвержденных ПП РФ № 102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.

Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП 102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге.

Ограничения работают так:

  1. Приобретение товаров из перечня № 1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
  2. Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
  3. Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, применяйте условия допуска (п. 2 ПП 102, п. 1 приказа 126н).
  4. Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.

Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:

  • НМЦК, цена единицы товара, начальная сумма цен и максимальное значение цены госконтракта рассчитываются по методике, закрепленной в приказе Минздрава № 759, Минпромторга № 3450 от 04.10.2017;
  • все цены обосновываются заказчиком;
  • в закупку включаются только изделия из перечня № 2 ПП 102;
  • страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
  • доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
  • иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
  • при определении соответствия учитывается процентная доля зарубежного сырья в цене (ПП РФ № 967 от 14.08.2017) и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
  • условия допуска применяются к переложениям с заграничными изделиями из перечня 126н, которые не отклонил заказчик;
  • контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.

В перечне № 2 есть дополнительные требования. При заказе медицинских изделий для обеспечения потребностей некоторых федеральных и государственных бюджетных учреждений учитываются условия из пп. «а», «б» п. 1 ПП № 967 и п. 2 ПП РФ № 1589 от 19.12.2018. К таким доптребованиям относится обязанность выбора поставщика из числа производителей продукции из перечня № 2, осуществляющих локализацию собственного производства, и изготовителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению значения, установленного в постановлении правительства № 967.

Ограничения при закупке продуктов питания

Ограничивайте поставки продукции из перечня, закрепленного в ПП РФ № 832 от 22.08.2016. Исключение — продукты, поставляемые из стран Евразийского экономического союза (п. 2 ПП РФ № 832).

Ограничения применяются по общим правилам: участники декларируют страну происхождения и изготовителя по ОКСМ, заявки с зарубежной продукцией отклоняются («третий лишний»), замена товара в процессе исполнения контракта не допускается (п. 2-4 ПП 832).

Ограничения на допуск спортивного оружия с нарезным стволом, патронов и прочих деталей

Ограничивайте изделия по кодам ОКПД — установите такое условие при закупке спортивного оружия по ОКПД2 25.40.12.410 и патронов, прочих боеприпасов и их деталей по ОКПД2 25.40.13.190 (п. 1 ПП РФ № 1119 от 20.09.2018). Ограничительные требования не распространяются на поставки продукции, изготовленной в странах ЕАЭС. Полный перечень исключений приведен в пункте 4 постановления правительства № 1119.

Правила применения ограничений все те же. Заказчик устанавливает ограничительные требования и условия допуска, поставщик подтверждает страну изготовления сертификатом СТ-1 или заключением Минпромторга. Заявки с предложением иностранной продукции отклоняются при наличии минимум двух соответствующих запросов (правило «третий лишний»). Исполнение контракта проходит без замен товаров на заграничные предложения.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо