Как нормируются госзакупки в 2021 году

Нормирование в сфере закупок — это установление специальных требований для объема расходов и оценки результатов госзаказа, которые обязательны к применению при ведении торговой деятельности организации. С 23.12.2020 методику определения затрат сильно изменили.

Последние изменения

С 23.12.2020 обновились требования к приобретаемым отдельным видам товаров, работ и услуг (ПП РФ № 2062 от 09.12.2020). По новым правилам обновлены и приведены в соответствие с ПП РФ 1084 условия по закупкам продукции из постановления правительства РФ № 927 от 02.09.2015. Это необходимо в связи с установлением предельных максимальных значений цен, которые применяют при закупках подвижной связи, планшетных компьютеров, ноутбуков и SIM-карт с услугой интернет-провайдера по передаче данных с использованием сети Интернет.

На обновления влияет и запрет на приобретение автотранспортных средств с персональным закреплением для категорий государственных служащих, замещающих должности заместителя руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, и ограничения по приобретению подвижной связи, планшетных компьютеров и ноутбуков для определенных категорий государственных служащих.

А с 05 декабря вступило в силу постановление правительства № 1913 от 24.11.2020, которое дополнило методику, утвержденную постановлением правительства № 1084 от 20.10.2014, о правилах определения нормативных затрат. Таким образом, в 2021 году нормирование в сфере закупок — это 44-ФЗ, ПП РФ № 1913 и ПП РФ № 1084.

Теперь, если есть решение руководителя федерального госоргана, допускается не применять нормативы из приложения № 1-1(2) к постановлению № 1084 при определении нормативных затрат, которые предусмотрены п. 24, 26-271 методики для обеспечения функций и полномочий при выполнении должностных обязанностей гражданскими служащими в дистанционном режиме.

В этих же дополнениях прописано, что нормативы цен для обеспечения функций и полномочий при выполнении должностных обязанностей гражданскими служащими в дистанционном режиме не превышают минимальные значения цены из приложений № 1-1(2) к методике.

И еще в методику добавили таблицу с пояснениями, кто должен делать нормирование по 44-ФЗ, — учреждения с обеспечением функций федеральных госорганов, органов управления ГВБФ, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, Росатома, Роскосмоса и подведомственных им организаций. Эти нормативы придется применять при расчете нормативных затрат на покупку офисной мебели.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как нормируются госзакупки в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

В чем заключаются правила нормирования

По 44-ФЗ, нормирование в сфере закупок предполагает установление требований к товарам, работам, услугам и к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). К таким требованиям относятся качественные, количественные, потребительские свойства продукции (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ).

Кроме условий к свойствам и качествам изделий, устанавливаются и нормативные затраты по 44-ФЗ — предельные цены и расходы на приобретаемые товары, работы или услуги. Главный критерий, который соблюдается при разработке таких правил, — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ч. 2 ст. 19 указано, с какой целью предусмотрено нормирование закупок 44-ФЗ, — для предотвращения заказов продукции с избыточными потребительскими свойствами. Внедрение нормативов способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования заказов и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего заказчики не вправе приобретать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

    В 44-ФЗ указано, кто устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — российское правительство. Размещают нормативные правила такие структуры:

    • государственные;
    • муниципальные;
    • территориальные подразделения;
    • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
    • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

    В 2021 году нормативы регламентируют:

    1. Постановление правительства от 24.11.2020 № 1913.
    2. Постановление правительства от 09.12.2020 № 2062.
    3. Постановление правительства от 18.05.2015 № 476.
    4. Постановление правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
    5. Постановления правительства РФ от 02.09.2015 № 926, № 927.

    Как формируются правила нормирования

    Федеральная контрактная система устанавливает основные цели нормирования в сфере закупок — контроль над нецелевыми и избыточными заказами. Для реализации этих целей утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). После этого определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

    Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

    Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему, исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

    Кто формирует

    На первом этапе общие правила нормирования в сфере закупок устанавливает правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Нормативно-правовая база устанавливает как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие условия к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

    На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации. На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Чтобы собрать документы нормирования, которые для вас утверждены, обратитесь к ГРБС (учредителю) или воспользуйтесь поиском в ЕИС. Найдите в меню «Правила нормирования в сфере закупок» раздела «Планирование». Там найдете утвержденные ведомственные перечни и нормативные затраты.

    Как контролируется

    Проверка соблюдения нормативных правил в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений и операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 44-ФЗ). Контроль на государственном и муниципальном уровнях осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

    Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

    Ответственность за нарушение несут должностные лица. Планы-графики заказчиков должны содержать приложения с включенным обоснованием закупок, в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.

    Проблема? Спросите эксперта!
    Задать вопрос
    Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
    Прислать статью
    Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
    Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
    Обсудить на форуме
    Почтовая рассылка
    Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо