Как изменили госзакупки из-за коронавируса: новые правила во время второй волны

Изменения в 44-ФЗ в связи с коронавирусом:

  • разрешили проводить закупки у единственного поставщика;
  • COVID-19 признали обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором);
  • увеличили лимиты для закупок малого объема;
  • изменили правила работы с гарантийными обязательствами;
  • отменили проверки;
  • перешли на дистанционное рассмотрение жалоб;
  • разрешили менять существенные условия контракта;
  • списывают неустойку.

Остановили проверки и перешли на дистанционный формат работы

С 19.10.2020 ФАС вновь перешла преимущественно на дистанционный формат работы с использованием программ видеосвязи. Ссылку на инструкцию и приглашение (гиперссылку) для участия в видеоконференции отправляют участникам заседания заранее на email. Чтобы принять участие в конференции, заявителю или ответчику требуется перейти по гиперссылке в назначенное время. Некоторую работу комиссии могут временно отложить «с учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения закупок в связи с коронавирусом».

На сайте ведомства сообщили, что этот переход связан с тем, что в последнее время наблюдается резкий прирост заболеваемости коронавирусом. За сутки по стране выявили 15 150 случаев заражения — это наибольший показатель с начала пандемии.

ВАЖНО!
Меры носят временный характер.

Напомним, 06.04.2020 заседания комиссий ФАС в центральном аппарате и в территориальных управлениях проходили по видеосвязи с помощью плагина Videomost Plugin. Заинтересованным предоставляют доступ для подключения к заседанию онлайн.

Что меняется кроме госзакупок

Из-за COVID-19 временные правила действуют не только в закупках. Вводят ограничения, дополнительные выплаты и льготы для предпринимателей. Чтобы максимально использовать все возможности и не нарушать закон следите за изменениями с помощью КонсультантПлюс. Эксперты собрали всю информацию по коронавирусу в одном обзоре. Дарим бесплатный доступ к нему и другим статьям на 2 дня.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Разрешили менять срок исполнения, цену и объем авансирования

В период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции в законе о контрактной системе появилась ч. 65 ст. 112, в которой закрепили правило о том, что госзаказчики и исполнители проходят процедуру изменения сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году, если достигли согласия. Эту часть ФЗ-44 применяют и для правки стоимость госконтракта, в т. ч. единицы товара, работы, услуги (ТРУ), можно ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ — да, если при исполнении обязательств появились определенные условия, которые не зависят от сторон и привели к неисполнению из-за распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. Это не все условия, когда меняют цену, законодатель предусмотрел право для правительства утверждать и иные основания, но пока таких решений не принимали.

Часть 65 статьи 112 44-ФЗ в 2020 году используют и для корректировки объемов авансирования (если оно предусмотрено в госконтракте).

Ключевое юридическое основание для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения стоимости госконтракта, т. ч. единицы ТРУ — обоснование в письменной форме. Оно принимается после акта правительства для госзакупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для госзакупок на уровне субъекта или местной администрации, при закупках для обеспечения муниципальных нужд.

ВАЖНО!
Когда меняете только объем авансирования, допрешений правительства, властей субъекта или муниципальной администрации не получают.

Чтобы согласовать изменение сроков поставки товара по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, поставщики предоставляют новое обеспечение исполнения контракта, при условии, что корректировки приводят к новым обязательствам, не обеспеченным ранее предоставленным обеспечением.

Минфин в письме №09-04-05/58888 от 07.07.2020 разъяснил, что в госзакупках в условиях коронавируса по 44-ФЗ постановлением правительства №630 от 30.04.2020 для заказчиков закреплено право увеличения в 2020 году предельного объема авансирования.

Немаловажно, что если в контракте условия о последующем авансировании, которые указаны в постановлении правительства №1496 от 09.12.2017, не предусмотрели, то в такой госконтракт стороны вправе внести корректировки и увеличить объем авансирования. Подтверждать факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее уплаченного аванса не нужно.

Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год. Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства.

Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта.

Скачать письмо Минфина №09-04-05/58888 от 07.07.2020 из КонсультантПлюс

Увеличили количество оснований для закупок у единственного поставщика

С 10 мая действует постановление правительства №647 от 08.05.2020, в котором определены новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Этим же документом кабмин урегулировал правила исчисления сроков для закупок в нерабочие дни. Собрали в таблицу новые антикризисные меры с 10.05.2020.

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов.
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах помимо субботы и воскресенья не следует учитывать нерабочие праздничные дни.

Списывают неустойку

27.04.2020 вступило в силу постановление правительства №591 от 26.04.2020, которое поправило постановление правительства №783 от 04.07.2018 о порядке списания неустойки. С этой даты оно регулирует порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. По новым правилам поставщиков освобождают и от уплаты штрафов за ненадлежащее выполнение и невыполнение условий госконтракта.

Увеличили лимиты для закупок малого объема, изменили размер обеспечения, перенесли изменения в ФЗ-44

14.04.2020 Минфин на официальном сайте анонсировал изменения в контрактном законодательстве. А уже 24.04.2020 опубликовали федеральный закон №124 от 24.04.2020 об изменении отдельных законов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции.

Вот изменения в госзакупах из-за коронавируса, которые вступили в силу согласно ФЗ-124.

Суть изменений Что это значит
Новые правила для заключения прямых контрактов в результате малых закупок

Контрактуются с единственным поставщиком из-за коронавируса по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сумму до 600 000 руб., а не до 300 000 руб., как раньше.

Увеличили и процентный годовой лимит таких закупок: он составляет 10% вместо 5% от СГОЗ. В деньгах лимит не изменили — 50 млн руб.

Новые правила в обеспечении исполнения контракта

Требование обеспечить гарантийные обязательства — право заказчика, а не обязанность, как раньше.

Нижний предел размера обеспечения исполнения контракта снизили из-за коронавируса до 0,5%, а верхний не изменился, он так и составляет 30% от НМЦК. Раньше допустимый минимум составлял 5% НМЦК.

При казначейском сопровождении расчетов по контракту заказчики вправе не требовать обеспечения исполнения контракта. Если его необходимо предусмотреть, его размер составляет до 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для субъектов малого предпринимательства по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ его установят от цены контракта.

При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от НМЦК, которая уменьшена на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены контракта, которая уменьшена на размер аванса.

Новые правила для проверки участников Комиссия заказчика проверяет юрлица, которые участвуют в закупке, на предмет привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки. Сейчас это ее право.
Новые правила вступления в силу «летних» изменений в контрактном законодательстве

Из-за коронавируса до 01.10.2020 перенесли срок вступления в силу изменений, которые планировалось запустить с 01.07.2020. С новой даты заработает, в частности, новый порядок:

  • проведения электронного запроса котировок;
  • начала работы электронных малых закупок.
Новый порядок вступления в силу поправок в ФЗ-44 в зависимости от даты их принятия

Участники закупок получили гарантированный срок, чтобы подготовиться к изменениям в тех случаях, когда изменяют порядок:

  • планирования;
  • проведения закупок, в т. ч. введения новых способов определения поставщика;
  • контроля, мониторинга и аудита закупок.

Если акт принимают до 1 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за текущим.

Вот какие изменения внесли в закупки в связи с коронавирусом для отдельных видов юридических лиц по 223-ФЗ:

  1. Определили, как считать сроки для проведения закупок по 223-ФЗ, в дни, которые объявлены в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. По этим правилам:
    • сроки, которые по 223-ФЗ и подзаконным актам считаются только в рабочих днях, исчисляйте в календарных; в таких расчетах не учитывайте субботу и воскресенье;
    • последний день срока, который приходится на этот период, переносят, только если он попадает на субботу, воскресенье или праздничный день.

Раньше такие правила правительство установило из-за коронавируса для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.

  1. Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.
ВАЖНО!
Большинство положений заработало с даты опубликования. Новые правила обеспечения обязательств по контракту вступят в силу 01.07.2020. С согласия обеих сторон их будут распространять на закупки, которые объявлены до этой даты. С 01.01.2021 начнут действовать единые правила вступления в силу поправок к 44-ФЗ и положение об обязанности комиссии дополнительно проверять юрлиц.

Изменили правила для обеспечения гарантийных обязательств, начисления пени и отменили процедуры

01.04.2020 вступил в силу федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени исходя из цены этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали исходя из цены контракта за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  5. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Разрешили закупать у единственного поставщика, но не все

В письме №24-06-06/21324 от 19.03.2020 Минфин указал, что заказчики вправе проводить закупки продуктов из-за коронавируса, которые требуются в связи с введением режима повышенной готовности, по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Под это правило попали работы и услуги.

ФАС в письме №ИА/21684/20 от 18.03.2020 указала, что для таких госзакупок нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса, а условие об отсутствии таких товаров, работ, услуг в перечне по распоряжению правительства №1765-р от 30.09.2013 не применяется.

Получается, что не на все товары разрешили проводить тендеры из-за коронавируса у единственного поставщика, а только на те, которые используются для профилактики, предупреждения или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.

Признали коронавирус обстоятельством непреодолимой силы

В тех же письмах и ФАС, и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение коронавируса — обстоятельство непреодолимой силы. Следовательно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Подробнее: «Что делать при форс-мажоре по 44-ФЗ».

ФАС подчеркнула, что территориальные органы обязаны учитывать обстоятельство коронавируса при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.

На практике и до разъяснений ФАС и Минфина заказчики закупались у единственного поставщика. Например, Роспотребнадзор по Московской области только с начала марта 2020 года уже успел заключить контракты почти на 6 млн руб. с едпоставщиками на закупку масок, респираторов и другой защитной продукции. Вот пример одного из контрактов из-за коронавируса.

Несмотря на то что отчет о невозможности и нецелесообразности использования конкурентных способов определения поставщика по закону не требуется, есть заказчики, которые его составляют. Вот пример.

Скачать образец обоснования закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 из-за коронавируса из ЕИС

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо