Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса

Введение режима повышенной готовности по коронавирусу — это комплекс мер по профилактике, предупреждению или ликвидации последствий распространения вируса. Это отразилось и на госзакупках:

  • разрешили проводить закупки у единственного поставщика;
  • коронавирусную инфекцию признали обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором);
  • отменили проверки;
  • перешли на дистанционное рассмотрение жалоб.

26.03.2020 правительство внесло в Госдуму законопроект, который изменяет закупки. Планируется, что такие меры предотвратят режим чрезвычайной ситуации.  

Новые антикризисные меры в 44-ФЗ

26.03.2020 в Госдуму внесли законопроект № 931192-7 об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV. Планируют внести такие изменения в закупки по 44-ФЗ при коронавирусе:

  1. До 31.12.2020 позволить госзаказчикам не требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечение исполнения контракта.
  2. Урегулировать механизм списания неустоек и предусмотреть отсрочку.
  3. Уточнить основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  4. Разрешить менять цену и сроки в контрактах, если обязательства не выполнить из-за коронавируса. Но при условии, что правительство, региональные или местные власти дали согласие.
  5. До 31.12.2020 разрешить правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменяют ст. 80-82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Скачать законопроект № 931192-7

Разрешили закупать у единственного поставщика, но не все

В письме № 24-06-06/21324 от 19.03.2020 Минфин указал, что заказчики вправе проводить закупки продуктов из-за коронавируса, которые требуются в связи с введением режима повышенной готовности, по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Под это правило попали работы и услуги. В письме говорится и где введен режим повышенной готовности по коронавирусу в России — во всех 85 субъектах.

ФАС в письме № ИА/21684/20 от 18.03.2020 указала, что для таких закупок в связи с коронавирусом нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавирусной инфекции. А условие об отсутствии таких товаров, работ, услуг в перечне, по распоряжению правительства № 1765-р от 30.09.2013, не применяется.

Получается, что не на все товары разрешили проводить госзакупки из-за коронавируса у единственного поставщика, а только на те, которые используются для профилактики, предупреждении или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.

Коронавирусную инфекцию признали обстоятельством непреодолимой силы

В тех же письмах и ФАС, и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение новой коронавирусной инфекции — обстоятельство непреодолимой силы. Следовательно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов. Подробнее об этом — в статье «Что делать при форс-мажоре по 44-ФЗ».

ФАС подчеркнула, что территориальные органы обязаны учитывать это обстоятельство при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.

На практике, заказчики закупались по 44-ФЗ при коронавирусе у едпоставщика и до разъяснений ФАС и Минфина. Например, Роспотребнадзор по Московской области только с начала марта 2020 года уже успел заключить контрактов почти на 6 млн руб. с едпоставщиками на закупку масок, респираторов и другой защитной продукции. Вот пример одного из контрактов.

А Еврокомиссия уже с 13.03.2020 признавала коронавирус в тендере обстоятельством непреодолимой силы, которое вне контроля правительств.

ФАС остановила проверки и перешла на дистанционное рассмотрение жалоб

С 19.03.2020 в связи с режимом ЧС в России из-за коронавируса (пандемией) ведомство приостановило проверки и перешло на дистанционное рассмотрение дел. Такой режим действует до 10.04.2020.

Исключение — только внеплановые проверки за соблюдением антимонопольного законодательства, которые связаны с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере госзакупок и законодательства в сфере гособоронзаказа.

По возможности работа комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях проходит дистанционно с использованием программ видеосвязи или временно отложена с учетом соблюдения всех необходимых сроков.

Заинтересованных лиц заранее оповестят о возможности дистанционного участия в запланированных мероприятиях.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо