Факторинг в госзакупках: что это и как использовать

Факторинг широко применяется в международной практике. В последнее время этот инструмент набирает популярность и в России. Рассмотрим, что это за процедура и применяется ли она в госзакупках.

Что такое факторинг

Это процедура, при которой лицо (клиент) уступает финансовому агенту (фактору) денежные требования к своему должнику, а фактор передает клиенту денежные средства и оказывает иные финансовые услуги, связанные с требованиями, являющимися предметом уступки.

До недавнего времени термина «факторинг» в российском законодательстве не было. Эта процедура в статье 824 ГК РФ именовалась финансированием под уступку денежного требования.

Однако законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ были внесены изменения в Гражданский кодекс в части регламентации этого договора. Изменения вступают в силу с 01.06.2018. Теперь законодательно введено понятие «факторинг», а требования к договору приведены в соответствие с Оттавской конвенцией УНИДРУА о международном факторинге, к которой Россия присоединилась в 2014 году.

Кратко этот финансовый инструмент можно описать следующим образом:

  • поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг) с отсрочкой платежа;
  • в случае если у поставщика недостаточно оборотных средств или он по иным причинам не хочет ждать оплаты, он обращается в факторинговую компанию, которая перечисляет денежные средства поставщику и оказывает иные финансовые услуги по сопровождению данного обязательства (их перечень указан в п. 1 ст. 824 ГК РФ), а взамен получает вознаграждение и денежные права поставщика перед покупателем;
  • поставщик или фактор направляют письменное уведомление покупателю о переуступке;
  • расчеты по договору покупатель осуществляет с фактором.

Ставки по факторинговым договорам, как правило, ниже кредитных ставок, что объясняет привлекательность данной процедуры для поставщиков.

Договор может быть заключен как в отношении уже возникших денежных обязательств, так и по обязательству, которое возникнет в будущем. Допускается многократная переуступка одного денежного требования.

В качестве фактора могут выступать банки и иные коммерческие организации.

Применение в госзакупках

Применение в закупках в настоящее время встречается крайне редко. Причиной непопулярности в первую очередь является недостаточно четкая регламентация данной процедуры и противоречивая правоприменительная практика.

Хотя прямого запрета в законодательстве о контрактной системе на уступку прав требования по государственным контрактам нет, однако на практике у заказчика могут возникнуть проблемы на стадии перечисления средств на счет финансового агента. Для проведения такого платежа необходимо внесение изменения в контракт в части наименования и банковских реквизитов получателя средств, однако в силу норм п. 5 ст. 95 и п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе случаи внесения изменений в заключенный по итогам торгов контракт строго ограничены.

Дополнительным препятствием является также действующая редакции п. 7 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которой установлен запрет на передачу обязательств от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов.

В новой редакции введено уточнение, что такое ограничение не действует в отношении денежных обязательств. Данная поправка, по всей видимости, является первым шагом по упрощению применения факторинга в закупках.

Позиции госорганов

Мнения государственных органов по вопросу применения факторинга в госзакупках различны. Так, Минфин России придерживается мнения, что в соответствии с бюджетным законодательством факторинг по государственному или муниципальному контракту не допускается (Письмо от 11.03.2016 № 02-02-04/13740). ФАС России и Минэкономразвития придерживаются противоположной позиции. В соответствии с разъяснениями ФАС (Письмо от 02.10.2013 № АД/38430/13), запрет на уступку денежного требования в госзакупках законодательством не установлен.

Судебная арбитражная практика в последнее время склоняется к тому, что факторинг по госконтрактам не противоречит действующему законодательству.

Основные риски для заказчика при факторинге в закупках

Для заказчика можно выделить следующие риски:

  • неполучение от органов Казначейства санкционирования оплаты по реквизитам фактора;
  • осуществление оплаты ненадлежащему лицу в случае, если денежное требование переуступлено несколько раз;
  • невозврат уплаченных средств при обнаружении недостатков товаров, работ, услуг. В соответствии с новой редакцией ст. 833 ГК РФ, требование о возврате перечисленных денег в случае неисполнения поставщиком своих обязательств по договору заказчик сможет предъявить только поставщику, но не финансовому агенту.
Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо