Факторинг в госзакупках: что это и как использовать

Факторинг в закупках — это переуступка прав на денежные средства, которые причитаются поставщику в качестве оплаты по госконтракту в обмен на финансирование поставки.

Статья проверена и доработана экспертом Эллой Залужной

Что собой представляет

Процедуру, при которой поставщик уступает финансовому агенту (фактору) денежные требования к своему должнику (заказчику), а фактор передает клиенту денежные средства и оказывает иные финансовые услуги, называют факторингом (ст. 824 ГК).

Рассказываем, как выглядит схема факторинга поставок на практике:

  • поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг) с отсрочкой платежа;
  • в случае если у поставщика недостаточно оборотных средств или он по иным причинам не хочет ждать оплаты, он обращается в коммерческую компанию, которая перечисляет денежные средства поставщику и оказывает иные финансовые услуги по сопровождению данного обязательства (их перечень указан в п. 1 ст. 824 ГК РФ), а взамен получает вознаграждение и денежные права поставщика перед покупателем;
  • поставщик или фактор направляют письменное уведомление покупателю о переуступке;
  • расчеты по договору покупатель осуществляет с фактором.

Как правило, ставки факторинга по госконтракту ниже кредитных ставок, что объясняет привлекательность данной процедуры для поставщиков. Договор заключают как в отношении уже возникших денежных обязательств, так и по обязательству, которое возникнет в будущем. Допускается многократная переуступка одного денежного требования, что делает факторинг для начинающих в госзакупках особенно привлекательным.

ВАЖНО!
В качестве фактора выступают не только банки, но и иные коммерческие организации (ст. 825 ГК РФ).

Применение в госзакупках

Применение переуступки прав на основе договора финансирования в закупках встречается крайне редко. Основная причина — недостаточно четкая регламентация данной процедуры и противоречивая правоприменительная практика.

В законодательстве о контрактной системе отсутствует указание, что получать факторинг по 44-ФЗ запрещено, но на практике у заказчика могут возникнуть проблемы на стадии перечисления средств на счет финансового агента. Для проведения такого платежа необходимо внесение изменения в контракт в части наименования и банковских реквизитов получателя средств. В силу норм ч. 5 ст. 95 и ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе случаи внесения изменений в заключенный по итогам торгов контракт строго ограничены.

Гражданский кодекс устанавливает запрет на передачу обязательств от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов. Исключение — денежные обязательства (п. 7 ст. 448 ГК РФ).

Позиции госорганов

Мнения государственных органов по вопросу применения факторинга на выполнение работ и поставку товара в рамках госзаказа различны. Так, Минфин придерживается мнения, что в соответствии с бюджетным законодательством уступка прав на оплату контракта в связи с его финансированием по государственному или муниципальному контракту не допускается (письмо №02-02-04/13740 от 11.03.2016). ФАС России и Минэкономразвития придерживаются противоположной позиции. В соответствии с разъяснениями ФАС (письмо №АД/38430/13 от 02.10.2013) запрет на уступку денежного требования в госзакупках и проведение закупок с применением факторинга законодательством не установлен.

Судебная арбитражная практика в последнее время склоняется к тому, что применение подобных финансовых инструментов в отношении госконтрактов не противоречит действующему законодательству.

Основные риски для заказчика

Применение факторинга для государственных учреждений как заказчиков не исключает риски:

  • неполучения от органов Казначейства санкционирования оплаты по реквизитам фактора;
  • осуществления оплаты ненадлежащему лицу в случае, если денежное требование переуступлено несколько раз;
  • невозврата уплаченных средств при обнаружении недостатков товаров, работ, услуг при применении предзакупочного факторинга — когда контракт заключен, аванс перечислен, а обязательства выполнены с нарушениями.
ВАЖНО!
Требование о возврате перечисленных денег в случае неисполнения поставщиком своих обязательств по договору заказчик сможет предъявить только поставщику, но не финансовому агенту (ст. 833 ГК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс подготовили большую статью про факторинг в госзакупках. Прочитайте ее бесплатно, если остались вопросы.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Новшества и изменения

Ассоциация факторинговых компаний направила в правительство предложение о внесении поправок в закон о контрактной системе, разрешающих заказчикам перечислять оплату по контрактам в пользу третьих лиц на основе переуступки прав по договору финансирования. Минфин не поддержал предложение о введении факторинга для госзакупок, сославшись на нормы действующего законодательства. Банк России счел эту инициативу стоящей внимания и предложил провести анализ возможностей и рисков.

Правительство совместно с Банком России приступило к разработке проекта, который предусматривает меры по поддержке инициативы о внедрении закупочного факторинга для малого бизнеса в сферу госзаказа с учетом новых возможностей онлайн-сервисов и электронного документооборота, в том числе с госведомствами и контрольными органами.

Примерная форма договора

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо