Кто является заказчиком по 223-ФЗ
Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):
- Государственные корпорации и компании.
- Публично-правовые компании.
- Субъекты естественных монополий.
- Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
- Автономные учреждения.
- Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
- Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
- Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
- Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
- ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
- ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).
В качестве примеров таких организаций можно привести:
- ПАО «Газпром».
- ООО «Газпром Инвест».
- АО «ЭК Ленэнерго».
- СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».
Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.
Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ
Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.
Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.
В законе прописаны и права заказчика:
- Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
- Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
- Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).
Можно ли пожаловаться в ФАС
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:
- Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
- От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
- Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
- Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.
В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.
Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года
Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.
Нарушение по 223-ФЗ |
Сумма на должностное лицо, руб. |
Сумма на юрлицо, руб. |
Основание по КоАП |
---|---|---|---|
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной |
От 10 000 до 30 000 |
От 100 000 до 300 000 |
Ч. 1 ст. 7.32.3 |
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз | От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года | — | Ч. 2 ст. 7.32.3 |
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ | От 20 000 до 30 000 | От 50 000 до 100 000 | Ч. 3 ст. 7.32.3 |
Нарушены сроки публикации информации о закупках |
От 2000 до 5000 |
От 10 000 до 30 000 |
Ч. 4 ст. 7.32.3 |
Не разместили информацию о закупках в ЕИС | От 30 000 до 50 000 | От 100 000 до 300 000 | Ч. 5 ст. 7.32.3 |
Нарушены сроки публикации изменений |
От 5000 до 10 000 | От 10 000 до 30 000 | Ч. 6 ст. 7.32.3 |
Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству |
От 2000 до 3000 |
От 5000 до 10 000 |
Ч. 7 ст. 7.32.3 |
Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией |
От 2000 до 3000 |
От 5000 до 10 000 |
Ч. 8 ст. 7.32.3 |
Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП |
От 10 000 до 15 000 |
От 30 000 до 50 000 |
Ст. 19.7.2-1 |
Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС) |
От 30 000 до 50 000 |
От 300 000 до 500 000 |
Ч. 7.2 ст. 19.5 |
Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».
08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».