Как Казначейство проверяет госзаказчиков

Размер шрифта:

Финансовый контроль — это целый комплекс мероприятий, который позволяет государственным органам проверять правильность и целевую направленность расходования бюджетных средств. Казначейство — это один из ключевых органов финконтроля. Чиновники утвердили стандарт, по которому будут проводиться контрольные мероприятия. Разберемся, кого коснутся проверки, как они будут проходить, и что грозит за нарушения в 2020 году.

Что случилось

Уже 03.10.2018 Министр финансов Силуанов подписал новый Приказ № 203н. Данный норматив — это стандарт осуществления внутреннего финансового контроля органами Федерального казначейства.

Цель проведения проверок — контроль над использованием субсидий из федерального бюджета, которые предоставляются бюджетным и автономным учреждениям. В подконтрольный список попали практически все виды субсидирования:

  1. Субсидии на выполнение государственного и муниципального задания.
  2. Целевые субсидии.
  3. Гранты, предоставляемые бюджетникам в виде субсидирования.
  4. Субсидии на осуществление капитальных вложений (на строительство и(или) покупку государственной собственности.

Ключевое условие — все виды субсидий предоставляются из федерального бюджета.

Объект проверки — федеральные бюджетники (автономные и бюджетные учреждения), а также распорядители средств федерального бюджета. То есть контролю подвергнутся не только получатели бюджетных денег, но и распорядители средств.

Предметом контрольных мероприятий является соблюдение целей, условий, порядка предоставления, а также использования предоставленных субсидий за счет средств федерального бюджета. К тому же контролеры будут анализировать достижение показателей результативности использования данных бюджетных средств.

Документ вступает в силу с 29.12.2018. Как будут проводиться проверки по-новому, разберем далее.

Подготовительный этап проверки

Как и любое контрольное мероприятие, стандарт предусматривает специальный подготовительный этап. На данном этапе представители Федерального казначейства должны ознакомиться с нормативными и локальными актами, которые устанавливают порядок предоставления и использования бюджетных средств. К таковым документам следует относить:

  1. Порядок предоставления субсидии. Обычно это нормативно-правовой акт (приказ, распоряжение, постановление), утвержденный соответствующим органом власти.
  2. Правила предоставления бюджетных средств. Может быть оформлено как приложение к Порядку, либо вынесено в отдельный нормативный документ.
  3. Соглашение о предоставлении субсидии. Документ определяет ключевые цели предоставления бюджетных денег. Заключается между получателем БС (учреждением) и распорядителем БС (учредитель, распорядитель или главный распорядитель).

По результатам проведенного анализа действующих НПА, должен быть сформирован список вопросов, которые подлежит изучить в ходе казначейской проверки федеральных субсидий (ФС). Обратите внимание, что содержание контрольных вопросов зависит от категории объекта проверки. Простыми словами, при определении аспектов проверки следует учитывать, кого планируется проверять: получателя-учреждение или распорядителя-учредителя.

Ключевые вопросы для проведения казначейского финконтроля:

Для учредителя

Для учреждения

  1. Соблюдаются ли нормы бюджетного законодательства РФ и иных НПА в рамках бюджетных правоотношений, возникающих при предоставлении субсидии.
  2. Исполняются ли положения правовых актов, которые регламентируют порядок предоставления и использования бюджетных средств.
  3. Исполняются ли в полном объеме условия и обязательства, предусмотренные Соглашением о предоставлении ФС.
  1. Используются ли ФС по их целевому назначению, в соответствии с направлениями и целями, на которые предоставляются БС.
  2. Соблюдаются ли НПА, регулирующие порядок предоставления и использования ФС.
  3. Исполняют ли получатели БС условия и обязательства, обозначенные в Соглашениях о предоставлении ФС.

При формировании перечня вопросов необходимо учитывать особенности действующего бюджетного законодательства (ст. 78.1 и 78.2 БК РФ).

Как проходит проверка

Третий раздел Приказа Минфина № 203н определяет детальный алгоритм проведения контрольных мероприятий. В ходе проверки ответственные лица — представители Федерального казначейства — должны изучить, подтвердить и оценить все обозначенные вопросы. Необходимо выявить полное документальное соответствие и правомерность расходования денежных средств.

К примеру, при проведении проверки правильности предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания контролеры должны проанализировать полную цепочку движения денежных средств, а также наличие соответствующих полномочий у объекта проверки. Контролю подвергается не только финансовая, но и учредительная документация. Проверяющие должны убедиться, что:

  • учредитель имеет полномочия на распределение конкретного вида субсидии;
  • вид оказываемой услуги, работы, на которую предоставляется финансирование, закреплен в государственном перечне работ, услуг;
  • вид оказываемых работ и услуг, финансируемых за счет ФС, закреплен в уставе учреждения;
  • финансовое обеспечение имеет полное и достоверное отражение в сводной бюджетной росписи распорядителя;
  • соблюдены сроки и условия предоставления ФС, доведения показателей и объемов государственного, муниципального задания;
  • правильность составления ПФХД учреждением, соблюдение сроков его утверждения и сроков внесения изменений;
  • правильность ведения бухгалтерского и(или) бюджетного учетов.

И это только небольшая часть направлений, которые должны быть выявлены, оценены и подтверждены в ходе проверки. Проверке подвергнется даже правильность составления договоров на поставку товаров, работ и услуг, а также правильность составления бухгалтерской финансовой отчетности учреждением.

В итоге под контроль Федерального казначейства подпадает практически вся жизнедеятельность федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также большая часть деятельности учредителей и распорядителей средств.

Как оформляются итоги мероприятий

По результатам проведенных контрольных мероприятий должен быть подготовлен соответствующий акт (Приказ Казначейства от 29.07.2016 № 12н). Акт проверки должен раскрывать все выявленные нарушения и замечания. Обратите внимание, что факты нарушений должны быть раскрыты в определенном порядке, который определен в 4 разделе Приказа № 203н.

По выявленным проступкам и нарушениям должны быть подготовлены соответствующие документы, которые будут определять алгоритм действий объекта, направленных на исправление ошибок, восстановление ущерба, недостач и устранение правонарушений. Следует учитывать, что реализация результатов проверки может иметь не только рекомендательный характер. Принудительные меры могут быть обозначены в акте, если выявлены значительные правонарушения.

Отметим, что значительные проступки должны быть оформлены соответствующим предписанием и направлены в установленном порядке объекту контроля. Обратите внимание, что предписаниями оформляются те ошибки, которые должны быть исправлены подконтрольными учреждениями. Нарушения, которые не полежат исправлению, оформляют представлением.

ВАЖНО!
Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, подконтрольные другим органам власти, то представители органов Федерального казначейства обязаны направить соответствующие представления и иные сведения в представительства госорганов для дальнейшего рассмотрения и принятия необходимых мер.

Как накажут за нарушения

За выявленные нарушения предусмотрены наказания и штрафные санкции, в зависимости от вида, характера и тяжести правонарушения. Размер штрафных санкций и виды административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства закрепляет КоАП РФ.

Напомним, что еще в середине 2017 года законодатели ужесточили наказания за правонарушения данной категории. Так, за нарушение бюджетного законодательства штрафы варьируются от 10 000 рублей до 50 000 рублей. В отдельных случаях штрафы могут быть увеличены.

Оставить комментарий Распечатать
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.