Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это мероприятие, направленное на выявление нарушений со стороны заказчика при работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Предметом его являются любые действия проверяемого — от планирования закупки до исполнения контракта; нарушения, выявленные на любом из этапов, могут повлечь привлечение заказчика к ответственности.

Основания

Статья 1 Федерального закона о Прокуратуре определяет ее как орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.

Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст. 6 того же закона отвечает на вопрос, может ли прокуратура проводить мониторинг, в том числе в сфере закупок, — да, может. Прокуратура производит собственный контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, источниками информации для нее выступают:

  • единая информационная система — ЕИС;
  • данные федеральных, региональных и местных органов власти;
  • публикации в СМИ и интернете;
  • обращения граждан и юридических лиц;
  • сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
  • отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
  • информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.

Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.

Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.

Проверки бывают:

  • плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
  • внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.

В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:

  • документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
  • выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.

Подготовка

Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости, прежде всего с помощью информационных систем. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям. Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры №7-16-2019 от 1 января 2019 года. Пункт 3 этого документа перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводя статистику из практики.

Предметом оценки становятся:

  • правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
  • действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
  • контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.

Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:

  • корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
  • обоснованность допусков и недопусков участников;
  • порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
  • правильность и своевременность оформления протоколов;
  • соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.

Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:

  • неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
  • ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
  • нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
  • необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
  • дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
  • заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
  • рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
  • нарушения при утверждении закупочной документации;
  • нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
  • отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
  • незаконное изменение условий контракта;
  • нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
  • оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
  • конфликт интересов между заказчиком и участниками.

Проведение

Прокурорская проверка проводится, если в прокуратуру поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.

Федеральным законом о Прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
  2. Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора готовит и направляет ему необходимые документы. Важно понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам: для прокуратуры является обязательным Приказ Генпрокуратуры №450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
  3. Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, назначается новая проверка.
  4. По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
  5. Если нарушения выявлены, проверяемый уведомляется об этом и устраняет их.

Важным элементом процедуры, как прокуратура проводит проверку по жалобе, является срок этого мероприятия:

  • базовый срок составляет 30 дней;
  • если месяца не хватит, проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
  • продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генеральная прокуратура;
  • указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.

Оформление итогов

Как прокурор подытожит проведенную проверку, зависит от того, выявлены ли в действиях проверяемого нарушения. Если нарушений не выявлено, в течение 10 дней после окончания проверки прокурор вынесет акт и направит его проверяемому — это правило установлено ч. 14 ст. 21 закона о Прокуратуре.

Если прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23–25.1 того же закона:

  1. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрением которого, в зависимости от состава правонарушения, занимается уполномоченный орган, например УФАС. Законом о Прокуратуре установлено, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ — нет, прокурор вправе возбудить административное производство или требовать его возбуждения, но самостоятельно принять решение о наказании он не вправе.
  2. Протест на противоречащий закону правовой акт. Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, например через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.
  3. Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает правонарушение, которого еще нет.
  4. Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на реализацию требуемых мер, по истечении которого он обязан направить ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.

Обжалование итогов

Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, лицо, ей подвергнутое, вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.

Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:

  • наименование адресата;
  • наименование заявителя — проверенного лица;
  • сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
  • обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
  • требования, например отменить принятый прокурором акт.

Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении, передал его в суд и суд в свою очередь вынес решение против проверяемого лица, обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо