Как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в госзакупках

Размер шрифта:

Личная заинтересованность — это наличие у сотрудника возможности для получения выгоды. В мае министерство труда утвердило методику, содержащую рекомендации по выявлению этого нарушения и конфликта интересов у сотрудников, деятельность которых связана с размещением заказа по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Личная заинтересованность и конфликт интересов: в чем разница

Под личной заинтересованностью понимают получение выгоды (ч. 2 ст. 10 273-ФЗ от 25.12.2008):

  • в денежной форме;
  • в виде имущества или имущественных прав;
  • услуг имущественного характера;
  • результата выполненных работ;
  • иные выгоды.

Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность оказывает влияние на решения, которые сотрудник принимает во время исполнения своих служебных обязанностей.

Чем регулируется

Основные документы, которые регламентируют методы борьбы с личной заинтересованностью и конфликтом интересов в сфере размещения заказа:

  1. Федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
  2. Методические рекомендации Минтруда, которые содержат комплекс мер по выявлению возможности получения выгоды у специалистов по госзаказу и других лиц из группы риска.

Предупреждение коррупции по 273-ФЗ

Госслужащим на основании положений 273-ФЗ запрещено:

  • хранить денежные средства и ценности в зарубежных банках;
  • вести бизнес, управлять зарубежными компаниями и получать от них награды;
  • получать выгоду в натуральном или денежном выражении от выполнения своих обязанностей, в том числе спонсорскую помощь при выездах за границу;
  • быть поверенным и лоббировать частные интересы;
  • совмещать работу с другой должностью или деятельностью, которая подлежит оплате, исключения: творчество, наука, преподавание, если деятельность ведется не от лица власти;
  • использовать служебную информацию в своих целях.

По закону 273-ФЗ «О противодействии коррупции» госслужащие обязаны:

  1. Отчитываться о доходах и расходах (в том числе близких родственников).
  2. Информировать руководство о склонении к взятке.

Что рекомендует Минтруд

Методика Министерства труда распространяется на организации, которые выступают в роли заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и рекомендует комплекс дополнительных мер по предупреждению взяточничества, в который входят:

  1. Назначение ответственным за реализацию мер сотрудника (или сотрудников), в обязанности которого (которых) входит предупреждение коррупции.
  2. Обучение сотрудника на курсе повышения квалификации в сфере закупок.
  3. Обеспечение ответственному лицу доступа к информации, которая имеет отношение к закупкам.
  4. Проведение профилактических мероприятий.
  5. Комплексный анализ данных.
  6. Подготовка компетентного заключения и передача сведений руководителю компании и тендерной комиссии.
ВАЖНО!
Не каждое нарушение, которое допущено при проведении закупки, содержит коррупционную составляющую.

Как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность

Пошаговая инструкция, как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность на основе методики Министерства труда, состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Составить список сотрудников, которые имеют отношение к закупочной деятельности компании. Например:

  • руководитель учреждения;
  • контрактный управляющий;
  • члены тендерной комиссии;
  • завхоз или главный инженер, которые составляют техническое задание.

Шаг 2. Включить этих сотрудников в список лиц, которые отчитываются о доходах, расходах, имуществе и обязательствах (в том числе близких родственников).

Шаг 3. Собрать информацию о работниках из группы риска и их близких родственниках, источниками могут послужить:

  • трудовая книжка, анкета, личная карточка сотрудника;
  • форма предоставления информации о сайтах, на которых работник размещал информацию;
  • сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах;
  • информация о работнике, которая присутствует в свободном доступе в интернете.

Шаг 4. Сформировать профиль на сотрудников из группы риска.

Шаг 5. Определить список тендеров и участников закупок группы риска исходя из:

  • суммы закупки;
  • наличия жалоб или предписаний контрольных органов и вышестоящих инстанций;
  • наличия запросов на разъяснение положений тендерной документации.

Шаг 6. Ознакомиться с информацией о тендерах из группы риска на сайте ЕИС.

Шаг 7. Собрать информацию об участниках закупок из реестра контрактов и документов, которые находятся в ведении сотрудников финансовой группы:

  • учредительные документы участников тендеров;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • приказы о назначении руководителя, протоколы собрания или решения.

Шаг 8. Сформировать профиль участников закупок.

Шаг 9. Провести комплексный анализ данных и принять решение о наличии или отсутствии у работника личной заинтересованности или конфликта интересов. Определить порядок действий на этот случай.

Кроме того, методика Минтруда рекомендует периодически проводить профилактические мероприятия:

  1. Семинары для сотрудников из группы риска, на которых проводить разъяснения:
    • сути понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
    • как уведомлять ответственного сотрудника о возникновении этих ситуаций;
    • об ответственности за получение выгоды при проведении закупок.
  2. Проработать возможные ситуации злоупотребления. Примеры размещены на сайте Минтруда.
  3. Ежегодно проводить оценку знаний работников компании по вопросам злоупотребления служебными обязанностями и ответственности за эти нарушения.
  4. Вести личный прием жалоб от поставщиков на закупочную деятельность организации или реализовать другой способ сбора данных — горячую линию, электронную почту и т. п.
  5. Проинформировать сотрудников из группы риска о необходимости добровольного представления декларации о возможной личной заинтересованности.

Что делать при выявлении конфликта интересов

При выявлении конфликта интересов методикой Минтруда рекомендовано:

  • провести беседу с работником компании (с его согласия);
  • взять с работника объяснения по этому вопросу (с его согласия);
  • собрать сведения о соблюдении работником этики служебного поведения;
  • провести комплексный анализ данных, которые были получены, в том числе сведений из профиля работника, если он внесен в группу риска;
  • передать результаты комплексного анализа руководителю учреждения и тендерной комиссии;
  • усилить контроль за тем, как сотрудник выполняет свою работу.

Что делать при выявлении личной заинтересованности

Работника, который допустил нарушение и получил выгоду от своего служебного положения, привлекают к ответственности. В этой ситуации должностные лица (или отдел), которые отвечают в организации за предупреждение коррупционных нарушений, знакомят других работников компании со взысканием, которое получил нарушитель.

Оставить комментарий Распечатать
Залужная Элла Тендер-эксперт

Опыт работы в сфере госзаказа более 14 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Юрист, экономист, дипломированный эксперт по госзакупкам.