14
Оставить комментарий Распечатать

Как закупаются предметы искусства

Размер шрифта:

44-ФЗ особо выделяет закупочную деятельность в сфере культуры. Рассмотрим, чем она отличается от общего режима, о чем важно знать поставщику, чтобы подготовить конкурентное предложение.

Особенности в закупке предметов искусства

Заказчики здесь — органы управления культурой и соответствующие учреждения. Помимо прочего, они могут закупать культурные ценности, объекты культурного наследия, авторскую продукцию, то есть предметы искусства. Подробный перечень произведений, приобретение которых регулирует 44-ФЗ, содержит ч. 7 ст. 32.

Культура — одна из немногих областей, где один контракт можно заключить с несколькими исполнителями (ч. 10 ст. 34 44-ФЗ).

Специфические нормы касаются следующих видов работ:

  1. Поставка музейных экспонатов, книжных памятников, литературных и музыкальных произведений и т. п.
  2. Работы по реставрации и сохранению ценностей.
  3. Строительство новых зданий для библиотек, театров, галерей и т. д.
  4. Охрана.
  5. Транспортировка.
  6. Страхование.
  7. Организация культурно-зрелищных мероприятий.
  8. Разработка ПО для учета ценностей.
  9. Уборка помещений, где находятся предметы искусства.
  10. Такелажные, упаковочные и др. работы, напрямую затрагивающие ценности.

Особые правила при закупках такой продукции обусловлены спецификой работы с ними.

Во-первых, предметы искусства требуют очень бережного отношения. Любая ошибка здесь может привести к их безвозвратной утрате.

Во-вторых, такие объекты требуют высококвалифицированной охраны, которую иногда могут предоставить исключительно госструктуры. Высокие требования предъявляют и к системе пожарно-охранной сигнализации, проектированием и установкой которой могут заниматься только специалисты с необходимым уровнем знаний и навыков.

В-третьих, правила страхования предметов искусства имеют особенности в части общих условий и требований к страховщикам.

Дополнительные требования

Для закупки работ, связанных с предметами искусства, заказчик должен провести конкурс с ограниченным участием (п. 2 ч. 2 ст. 56 44-ФЗ). В этом случае к участнику будут применены дополнительные требования, установленные Правительством РФ в приложении №1 к Постановлению от 04.02.2015 № 99.

Примечательно, что ч. 2.1 ст. 56 разрешает приобретать вышеуказанные работы путем проведения электронного аукциона (в т. ч. закрытого), запроса котировок или предложений, а также у единственного поставщика. При этом дополнительные требования к участникам применять нельзя. Однако Постановление в полной мере касается и аукционов. Поэтому при закупке, например, работ по сохранению объекта культурного наследия через аукцион, необходимо ограничить число участников за счет предъявления им дополнительных требований.

У заказчика есть право провести двухэтапный конкурс в случае, когда он заключает контракт на создание произведения искусства, и при этом требуется провести переговоры с поставщиками для уточнения всех деталей объекта закупки (ч. 2 ст. 57).

Также в отношении закупок объектов культуры закон устанавливает ряд нюансов:

  1. В составе конкурсной комиссии представителей творческих профессий должно быть не менее 50 % (ч. 4 ст. 39).
  2. При планировании совместного создания произведения несколькими людьми должна быть подана только одна заявка на участие (ч. 8 ст. 51).
  3. Срок рассмотрения и оценки заявок заказчик может продлить максимум на 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 53).

Закрытые способы

Проведение таких процедур уместно, когда речь идет о работах, связанных с редкими и ценными музейными экспонатами, при передаче их от юридических к физическим лицам и наоборот (например, при организации выставок) (п. 3 ч. 2 ст. 84). О проведении таких процедур узнают только поставщики, получившие приглашения от заказчика.

Подобные торги должны быть согласованы в ФАС. В противном случае они будут незаконными.

Отчасти спорным здесь является вопрос о выборе закрытой процедуры — конкурс или аукцион? Закон о контрактной системе не дает четкого ответа. Но ориентиром здесь может быть письмо Минкультуры от 14.05.2016 № 165-01-39-ВА, в котором предпочтение при выборе страховой компании для работы с ценностями отдается закрытому конкурсу. Хотя данный орган власти не может устанавливать нормативные акты, тем не менее, он является профильным в этой области, поэтому стоит учитывать его позицию.

Особенности закупки у единственного поставщика

Проведение неконкурентной процедуры возможно только в следующих случаях (ч. 1 ст. 93):

  1. Поставка культурных ценностей для увеличения фондов (библиотечного, архивного, фотофонда и др.).
  2. Приобретение авторских произведений.
  3. Сделка с организатором мероприятия, которое он проводит для нескольких заказчиков.
  4. Заключение контракта заказчиком, который осуществляет концертную либо театральную деятельность, с поставщиком на предмет выступлений, поставок реквизита и т. д.
  5. Услуги по продаже входных билетов и абонементов на мероприятия.
  6. Услуги авторского надзора за сохранением объекта культуры.
  7. Услуги гида (физлицо).
  8. Покупка признанной продукции народного промысла.

Также заказчик может приобретать любые ценности, в том числе и предметы искусства, заключая договоры с ценой не выше 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

При проведении процедур по пп. 10, 13, 16, 37 ч.1 ст. 93 необходимо проводить экспертизу. Экспертами должны быть люди, компетентные в вопросах поставок предметов искусства (например, бывшие сотрудники заказчика либо представители других учреждений из сферы культуры). Причем данная экспертиза никак не заменяет экспертизу культурных ценностей.

Оставить комментарий Распечатать
Наседкина Дарья