Квотирование закупок российских товаров

Квотирование госзакупок — это комплекс норм, которые обязывают заказчиков закупать определенное количество товаров отечественного производства. Требуемое количество вычисляется как процент от общего объема закупаемого конкретного товара конкретным заказчиком.

Чем регулируется

31.07.2020 подписаны законы 249 и 250 о квотировании госзакупок, которые внесли существенные изменения в систему закупок по законам №44 и №223. После вступления в силу подзаконных актов заказчики, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ, будут обязаны определенную долю потребностей удовлетворять за счет российских производителей. Таким образом, федеральные законы №249 и №250 ввели правила о квотах и минимальной доле закупок отечественных товаров и отчете о выполнении этих правил, не конкретизируя размер самих квот и формы отчетов. Подробнее: «Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ».

Конкретизация положений, введенных законами №249 и №250, возложена на правительство, которое своими постановлениями определит, какая квота на процент российского товара по 44-ФЗ и 223-ФЗ устанавливается и как оформлять отчеты по ним.

Проекты постановлений, регулирующих эти вопросы, уже находятся на рассмотрении, предполагается, что в ближайшее время их примут и уже с 2021 г. система квотирования заработает в полном объеме.

На рассмотрении находятся:

Что будет с квотами в 2021 году?

Узнайте бесплатно в обзоре от экспертов КонсультантПлюс.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Какие товары квотируются

С введением новых правил организации больше всего интересует, какие обязательные квоты по закупкам обязаны выполнять заказчики? Система квотирования закупок является нововведением, раньше она не применялась, хотя в ФЗ-44 существовало понятие национального режима, который работал на создание приоритетного положения российских производителей. Механизм национального режима реализовывался за счет регулирования допуска к госзакупкам иностранных производств. Теперь же заказчикам напрямую диктуют, на какие товары сейчас действуют квоты и какой объем потребностей организации в каждом конкретном товаре подлежит удовлетворению за счет российских производств.

Для заказчиков по ФЗ №44 установлены минимальные объемы на:

  • лекарства ЖНВЛП;
  • технику, компьютеры, принтеры;
  • музыкальные инструменты;
  • оружие;
  • иные наименования.

Для заказчиков по 223-ФЗ перечислены, в частности, следующие наименования:

  • щебень;
  • бумага, картон;
  • приборы и полупроводники;
  • офисная техника.

В проекте, посвященном работе заказчиков по ФЗ-223, в отдельный раздел выделены закупки ПАО «Ростелеком».

Постановления правительства, устанавливающие минимальные доли закупок, вступают в силу, предположительно, с 2021 г. В 2020 система еще не работает полноценно и товары, на которые действует квота в РФ, на 2020 не установлены.

Часть 7 статьи 14 закона №44 перечисляет заказчиков, для которых ориентация на российского производителя не является обязательной, среди них:

  • органы внешней разведки;
  • органы Федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны.

Таким образом, законодатель устанавливает послабления в квотировании для отдельных видов заказчиков, но не предусматривает послабления для определенных видов закупок. Объем закупки, из которого рассчитывается доля российского производителя, включает в себя закупки, выполненные при помощи любой из процедур. Любые виды процедур, предусмотренные действующим законодательством РФ, для осуществления квотирования подойдут: от конкурса до заключения контрактов с единственным поставщиком.

Как выполнить требование

Механизм выполнения требования о квотах прост и состоит из следующей последовательности действий:

  1. Определить общий объем того или иного товара, который организация намерена закупать в календарном году.
  2. Исходя из общего требуемого объема рассчитать, какое количество отечественных товаров предполагается закупить.
  3. Провести процедуры, выбрать победителей, заключить контракты и исполнить их.
  4. Отчитаться о выполнении квот по окончании отчетного периода.

Например, организация приобретает ТРУ по ФЗ №44 и нуждается в 100 тоннах щебня в 2021 г. 100 тонн — это общий объем потребности в щебне на отчетный период. Определив его, организация смотрит проект приказа о квотировании доли российских товаров при госзакупках по 44-ФЗ и видит, что в 2021 г. госзаказчики обязаны 80% щебня закупать у российских поставщиков. То есть 80 тонн щебня, который организация может купить в 2021 г., должны иметь российское происхождение, остальные 20 тонн — на усмотрение организации. В течение 2021 г. организация проведет ряд закупок для удовлетворения потребности в щебне, а в начале 2022 г. отчитается, какой объем из реально закупленного щебня имел российское происхождение.

Проекты постановлений устанавливают квоты не только на 2021, но и на 2022 и 2023 гг., причем по ряду позиций процент объема закупок возрастает — законодатель стремится увеличить участие российских производителей на рынке и укрепить их позиции к 2023 году.

Как отчитаться о выполнении квот

О выполнении требований о квотах заказчикам предстоит отчитаться по окончании календарного года. Форму отчетов разработало правительство РФ.

Для госзаказчиков по ФЗ-44 предлагается отдельное постановление, посвященное исключительно отчетности:

Для заказчиков по 223-ФЗ форма отчета утверждается тем же постановлением, что и перечень квотируемых наименований:

Отчет публикуется в ЕИС не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, то есть о выполнении квот 2021 г. заказчики отчитаются уже в 2022 г.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо