Последние разъяснения
В п. 3 постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены (НМЦК) контракта для достижения минимальной доли закупок. Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос о предоставлении цены товара субъектам в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Этот запрос регулируется ч. 5 ст. 22 44-ФЗ. Для реализации этого положения 01.02.2021 Минпромторг на сайте ГИСП опубликовал информационное сообщение — такую инструкцию, как рассчитать НМЦК в рамках квотирования:
Шаг 1. Найти товар в реестре российской, евразийской или отечественной радиоэлектронной продукции.
Шаг 2. Отправить запрос не менее чем трем поставщикам продукции в ГИСП. Учитывайте параметры из КТРУ (если такие есть). Контактные данные поставщиков найдете в карточке компании. Если организаций меньше или сведений о них нет в системе, или эта информация неполная, то зафиксируйте это. Например, сделайте скриншот. Этот скрин направьте на электронную почту в Минпромторг — [email protected]
Скриншот может потребоваться, чтобы отчитаться о невозможности соблюсти минимальную долю.
Шаг 3. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 44-ФЗ. Подробнее: «Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)».
Чем регулируется
31.07.2020 подписаны законы 249 и 250 о квотировании госзакупок, которые внесли существенные изменения в систему закупок по законам № 44 и № 223. После вступления в силу подзаконных актов заказчики, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ, будут обязаны определенную долю потребностей удовлетворять за счет российских производителей. Таким образом, Федеральные законы № 249 и № 250 ввели правила о квотах и минимальной доле закупок отечественных товаров и отчете о выполнении этих правил, не конкретизируя размер самих квот и формы отчетов. Подробнее: «Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Конкретизация положений, введенных законами № 249 и № 250, возложена на правительство, которое своими постановлениями определит, какая квота на процент российского товара по 44-ФЗ и 223-ФЗ устанавливается и как оформлять отчеты по ним.
Постановления правительства, регулирующие эти вопросы, уже приняты, и с 2021 года система квотирования заработает в полном объеме. С 01.01.2021 вступят в силу:
- постановление правительства № 2014 от 03.12.2020 о квотировании доли российских товаров при госзакупках по закону о госзакупках;
- постановление правительства № 2013 от 03.12.2020 о размере квот по 223-ФЗ.
Что будет с квотами в 2021 году?
Узнайте бесплатно в обзоре от экспертов КонсультантПлюс.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.
Какие товары квотируются
С введением новых правил организации больше всего интересуются, какие обязательные квоты по закупкам обязаны выполнять заказчики? Система квотирования закупок является нововведением, раньше она не применялась, хотя в 44-ФЗ существовало понятие национального режима, который работал на создание приоритетного положения российских производителей. Механизм национального режима реализовывался за счет регулирования допуска к госзакупкам иностранных производств. Теперь заказчикам напрямую диктуют, на какие товары сейчас действуют квоты и какой объем потребностей организации в каждом конкретном товаре подлежит удовлетворению за счет российских производств.
Для заказчиков по ФЗ № 44 установлены минимальные объемы на:
- лекарства ЖНВЛП;
- технику, компьютеры, принтеры;
- музыкальные инструменты;
- оружие;
- иные наименования.

Для заказчиков по 223-ФЗ перечислены, в частности, следующие наименования:
- щебень;
- бумага, картон;
- приборы и полупроводники;
- офисная техника.

Постановления правительства, устанавливающие минимальные доли закупок, вступают в силу с 2021 года. В 2020 система еще не работает полноценно, и товары, на которые действует квота в РФ, на 2020 не установлены.
Часть 7 статьи 14 закона № 44 перечисляет заказчиков, для которых ориентация на российского производителя не является обязательной. Среди них:
- органы внешней разведки;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы государственной охраны.
Таким образом, законодатель устанавливает послабления в квотировании для отдельных видов заказчиков, но не предусматривает послабления для определенных видов закупок. Объем закупки, из которого рассчитывается доля российского производителя, включает в себя закупки, выполненные при помощи любой из процедур. Любые виды процедур, предусмотренные действующим законодательством РФ, для осуществления квотирования подойдут: от конкурса до заключения контрактов с единственным поставщиком.
Как выполнить требование
Механизм выполнения требования о квотах прост и состоит из следующей последовательности действий:
- Определить общий объем того или иного товара, который организация намерена закупать в календарном году.
- Исходя из общего требуемого объема, рассчитать, какое количество отечественных товаров предполагается закупить.
- Провести процедуры, выбрать победителей, заключить контракты и исполнить их.
- Отчитаться о выполнении квот по окончании отчетного периода.
Например, организация приобретает ТРУ по ФЗ № 44 и нуждается в 100 тоннах щебня в 2021 г. 100 тонн — это общий объем потребности в щебне на отчетный период. Определив его, организация смотрит проект приказа о квотировании доли российских товаров при госзакупках по 44-ФЗ и видит, что в 2021 г. госзаказчики обязаны 80% щебня закупать у российских поставщиков. То есть 80 тонн щебня, который организация может купить в 2021 г., должны иметь российское происхождение, остальные 20 тонн — на усмотрение организации. В течение 2021 г. организация проведет ряд закупок для удовлетворения потребности в щебне, а в начале 2022 г. отчитается, какой объем из реально закупленного щебня имел российское происхождение.
Постановления № 2013 и 2014 устанавливают квоты не только на 2021, но и на 2022 и 2023 гг., причем по ряду позиций процент объема закупок возрастает — законодатель стремится увеличить участие российских производителей на рынке и укрепить их позиции к 2023 году.
Как отчитаться о выполнении квот
В п. 7 постановления правительства № 2014 указано, что положения, которые касаются отчетности, вступают в силу с 2022 года. Это значит, что первый отчет придется готовить не позднее 01.04.2022.
Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря. Документ готовится автоматически в ЕИС на основе сведений из реестра контрактов до 1 февраля. Отчет подписывают усиленной квалифицированной ЭП. Делает это уполномоченное лицо не позже 1 апреля. После этого отчет автоматически размещается в ЕИС не позднее 1 часа с момента подписания.
Бланк разработало правительство РФ. Найдете его в том же ПП 2014.
