Скачать проект нового КоАП |
Скачать проект нового процессуального КоАП |
Скачать законопроект о введении в действие нового КоАП и нового процессуального КоАП |
Планируют штрафовать за недостоверные сведения
15.12.2020 в Госдуму внесен законопроект №1075609-7, который устанавливает административную ответственность за предоставление недостоверных сведений участниками закупок по 44-ФЗ.
В законопроекте закреплено, что если поставщик предоставит недостоверные документы в составе заявки, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, при заключении или исполнении контракта, то оштрафуют должностных лиц и ИП на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
За предоставление при подаче заявки заведомо недостоверной информации о предлагаемом товаре, в т. ч. о товаре, который поставляется при выполнении работ, оказании услуг, должностным лицам и ИП грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, а юрлица заплатят от 50 000 до 200 000 рублей. Для этого КоАП дополнят новой статьей 7.30.1 «Предоставление недостоверных документов (их копий) и информации в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд».
Авторы поправок в пояснительной записке указывают, что цель изменений — минимизировать участие поставщиков с недостоверными документами в закупках, увеличить эффективность при расходовании средств бюджетов и способствовать созданию равных условий для конкуренции.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какая ответственность сейчас предусмотрена контрактным законодательством. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Ответственность в закупках по новому КоАП
30.01.2020 на сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и процессуального кодекса. Планируется, что они вступят в силу 01.01.2021. Отдельная глава №28 в новом КоАП отведена нарушениям в сфере госзакупок по 44-ФЗ, закупкам отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Диапазон штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не изменится. Заказчики заплатят до 500 000 рублей, а должностные лица — до 50 000 рублей.
Собрали в таблицу нарушения по новому КоАП с 2021 года.
Статья в новом КоАП | Ответственность |
---|---|
28.1 |
Штрафы за несоблюдение требований контрактного законодательства при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика |
28.2 | Штрафы за несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок |
28.3 | Штрафы за несоблюдение порядка проведения госзакупок |
28.4 | Штрафы за несоблюдение порядка или сроков возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки |
28.5 | Штрафы за несоблюдение порядка проведения электронной процедуры |
28.6 | Штрафы за несоблюдение порядка заключения, изменения госконтракта |
28.7 | Штрафы за несоблюдение срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг в госзакупках |
28.8 | Штрафы за несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юридических лиц |
28.10 | Штрафы за отказ или уклонение поставщика от заключения госконтракта по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для исполнения ГОЗ |
28.11 | Штрафы за несоблюдение обязательных требований в отношении оборонной продукции, работ или услуг |
28.12 | Штрафы за ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, которые обеспечивают поставку продукции по ГОЗ |
28.13 | Штрафы за нецелевое использование бюджетных средств, которые предназначены для выполнения ГОЗ |
28.14 | Штрафы за несоблюдение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности |
28.15 |
Штрафы за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые влекут необоснованное завышение цены в рамках ГОЗ и неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта по гособоронзаказу |
28.16 | Штрафы за несоблюдение условий госконтракта по ГОЗ |
28.17 | Штрафы за несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения контрактов по ГОЗ |
28.18 | Штрафы за совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается по законодательству в сфере государственного оборонного заказа |
28.19 | Штрафы за неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере гособоронзаказа при банковском сопровождении |
28.20 | Штрафы за несоблюдение порядка публикации информации в ЕИС сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере ГОЗ и гражданской сфере |
Материальная ответственность
Осуществляя закупки для государственных и муниципальных нужд, необходимо помнить о различных видах ответственности в отношении как заказчика, так и поставщика. В первую очередь стоит различать пени и штрафы по 44-ФЗ. Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение контракта представляют собой зафиксированную в договоре сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по госконтракту. Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:
- пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст. 34 44-ФЗ и постановлении правительства №1042 от 30.08.2017 установлены штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями. Собрали их в таблицу.
Поставщик | |
---|---|
Пени |
С сентября 2017 года правила для расчета одинаковы и для заказчика, и для поставщика. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за неисполненные обязательства. С 01.04.2020 федеральным законом №98-ФЗ от 01.04.2020 изменили ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Теперь если в контракте предусмотрены этапы его исполнения и поставщик нарушил сроки исполнения обязательств по контракту, пени рассчитываются исходя из цены этапа, уменьшенной на сумму, пропорциональную исполненным по этому этапу обязательствам. Подробно о правилах мы рассказывали в статье «Как посчитать и взыскать неустойку по госконтракту». Для расчета воспользуйтесь онлайн-калькулятором. |
Штрафы |
Назначают только за неисполненные или ненадлежащим образом исполненные обязательства по госконтракту (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (кроме случаев, предусмотренных пунктами 4 – 8 ПП №1042):
|
Постановление №1011 от 02.08.2019 изменило штрафы по 44-ФЗ для исполнителя по госконтракту, который заключен в результате закупок с ограничениями для малого бизнеса по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. Это постановление установило размер штрафа 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5000 и не меньше 1000 рублей. |
|
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
|
|
За ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению техработ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф в размере 5% от стоимости этих работ. |
|
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:
|
|
Если не выполнено предусмотренное в госконтракте условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении соисполнителей из числа СМП или СОНКО (по ч. 6 ст. 30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения. |
Административная ответственность
Помимо штрафов, установленных договором при осуществлении закупочных процедур по 44-ФЗ и на этапе исполнения, существует административная ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе как для заказчика, так и для поставщика. Она предусмотрена положениями КоАП РФ. Основной вид наказания при нарушении норм закона о контрактной системе — штраф.
Некоторые правонарушения приведут к дисквалификации участника. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).
Стоит отметить, что такого рода санкции накладывают специализированные органы в сфере контроля закупок — ФАС России и ее территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).
Таблица большая. Чтобы быстро найти в ней нужную информацию, помните, что штрафы 44-ФЗ рассортированы по статьям КоАП. Итак, при каких правонарушениях наступает административная ответственность в виде штрафа и какую сумму придется заплатить.
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП | Размер штрафа, руб. |
---|---|---|---|
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика |
|||
1 |
Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований ФЗ 44. |
30 000 |
|
2 |
Выбор иного способа определения поставщика, если оно должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. |
50 000 |
|
3 |
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ 44. Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов для согласования возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком. |
50 000 |
|
4 | Принятие заказчиком или уполномоченным органом решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере гособоронзаказа. | Часть 3 статьи 7.29 |
Для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 |
5 | Нарушение порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика. | Статья 7.29.1 | |
6 |
Включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе. |
||
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок |
|||
7 |
Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). |
Для должностных лиц — 10 000 |
|
8 |
Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. |
Для должностных лиц — 30 000 |
|
9 |
Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС. |
Для должностных лиц — от 5000 до 30 000 |
|
10 |
Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня. |
Для должностных лиц — 5000 Для юридических — 15 000 |
|
11 |
Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня. |
Для должностных лиц — 30 000 Для юридических — 100 000 |
|
12 |
Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, не более чем на один рабочий день. |
Для должностных лиц — 3000 Для юридических — 10 000 |
|
13 |
Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, более чем на один рабочий день. |
Для должностных лиц — 15 000 Для юридических — 50 000 |
|
14 |
Размещение информации с нарушением требований 44-ФЗ. Нарушение порядка:
|
Для должностных лиц — 15 000 Для юридических — 50 000 |
|
15 |
Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки. |
Для должностных лиц — 30 000 |
|
16 |
Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график. |
Для должностных лиц — 30 000 |
|
17 |
Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. |
Для должностных лиц — 30 000 |
|
18 |
По основаниям, не предусмотренным ФЗ 44:
Если участнику, подавшему такую заявку, отказано в допуске к участию в соответствии с требованиями ФЗ 44:
Нарушение порядка:
|
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 |
|
19 |
Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика. |
Для должностных лиц — 10 000 |
|
20 |
Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ 44. |
Для должностных лиц — 50 000 Для юридических — 500 000 |
|
21 |
Установление не предусмотренных ФЗ 44:
|
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 |
|
22 |
Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ 44. Включение в состав одного лота объектов закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой. |
1% от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 |
|
23 |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством. |
Для должностных лиц — 3000 |
|
24 |
Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику по основаниям, не предусмотренным законодательством. Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства. Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям. Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений. |
5% от НМЦК, но не более 30 000 |
|
25 |
Признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства. |
Для должностных лиц — 50 000 |
|
26 |
Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не предусмотренных ФЗ 44. Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика. |
Для должностных лиц — 30 000 |
|
27 |
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее того, что предусмотрено ФЗ 44. Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года. |
Для должностных лиц — 50 000 |
|
28 |
Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений не более чем на два рабочих дня. |
Для должностных лиц — 3000 |
|
29 |
Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений более чем на два рабочих дня. |
Для должностных лиц — 30 000 |
|
30 | Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных законодательством РФ о гособоронзаказе. | Часть 15 статьи 7.30 |
От 30 000 до 50 000 |
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (штрафы для должностных лиц) |
|||
31 |
Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков. |
50 000 |
|
32 |
Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков. Непредоставление, несвоевременное предоставление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации или документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются обязательными в соответствии с ФЗ 44. |
20 000 |
|
Штрафы за нарушение сроков возврата обеспечения заявок |
|||
33 |
Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, не более чем на три рабочих дня. |
Для должностных лиц — 5000 Для юридических — 30 000 |
|
34 |
Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, более чем на три рабочих дня. |
Для должностных лиц — 15 000 Для юридических — 90 000 |
|
Штрафы за нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов |
|||
35 |
Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт. |
Для должностных лиц — 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 Для юридических — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
|
36 |
Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. |
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
|
37 |
Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения. |
Для должностных лиц — 50 000 |
|
38 |
Изменение условий госконтракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44. |
Для должностных лиц — 20 000 Для юридических — 200 000 |
|
39 |
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44 и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. |
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
|
40 |
Нарушение порядка расторжения госконтракта в случае одностороннего отказа от исполнения. |
Для должностных лиц — 50 000 |
|
41 |
Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. |
Влекут наложение административного штрафа:
|
|
42 |
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. |
Для должностных лиц — 20 000 |
|
43 |
Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. |
Для должностных лиц — 20 000 |
|
44 |
Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения госконтракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. |
Для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 |
|
45 | Нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанностей по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. | Для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 | |
46 | Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанностей по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. | Часть 2 статьи 7.32.5 | Для должностных лиц — дисквалификация от 1 года до 2 лет |
Штрафы за нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности |
|||
47 |
Осуществление закупок товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. |
Для должностных лиц — 30 000 Для юридических — 100 000 |
|
Штрафы за невыполнение в срок законного предписания |
|||
48 |
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. |
Для должностного лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, члена комиссии — 50 000 Для юрлиц — 500 000 |
|
Штрафы за нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок |
|||
49 |
Непредоставление или несвоевременное предоставление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов, если предоставление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ 44, либо предоставление заведомо недостоверной информации и документов. |
Для должностных лиц — 15 000 Для юридических — 100 000 |