Как ФАС рассматривает жалобы: изменения в правилах

Рассмотрение жалобы в ФАС — это возможность выиграть дело, добиться пересмотра результатов закупки и тем самым повысить шансы на победу в тендере. С 18.11.2019 ФАС запустила сервис дистанционного рассмотрения жалоб.

Новые правила дистанционного рассмотрения жалоб во время карантина

08.04.2020 федеральная антимонопольная служба сообщила о том, что заседания комиссий по рассмотрению жалоб откладываются на максимально возможные сроки по законодательству. Но через системы видео-конференц-связи или онлайн-программы видеосвязи рассматривают дела, которые нельзя отложить (например, если их необходимо рассмотреть до 30.04.2020). Дистанционно организуют работу комиссий по жалобам на закупки по законам №44 и 223 и проводят отраслевые торги. Подробнее о других мерах в связи с режимом повышенной готовности из-за коронавируса в статье: «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса».

Это временная мера на период распространения коронавирусной инфекции. Ведомство предупредит участников разбирательств о новом формате и датах рассмотрения дел.

03.04.2020 ФАС опубликовала письмо, в котором указала, что до 30.04.2020 дистанционное рассмотрении жалоб, внеплановые проверки, рассмотрение обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков проводятся исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъекта контроля и заявителей. Интернет-видеоконференция проходит в браузере на веб-портале видеоконференций. Специалисты ФАС подготовили инструкцию по подключению к системам видеосвязи. Участником видеоконференции становится человек, получивший приглашение от контролирующего органа. Вот пошаговый алгоритм:

Шаг 1. Вам приходит приглашение в форме ссылки.

Шаг 2. Участнику надлежит подготовить технические средства — проводную гарнитуру или микрофон, встроенный в камеру или ноутбук. Как только вы прекращаете говорить, отключите микрофон.

Шаг 3. Для подключения к конференции перейдите по ссылке ФАС (https://vcs01fas.cloud.rt.ru/service/chconf_type). ID и PIN-код конференции проставляются автоматически. Вам необходимо ввести имя, фамилию и название организации.

Шаг 4. Нажмите «Войти в конференцию».

Шаг 5. Если вы впервые участвуете в видеконференции, система автоматически начнет установку клиентского сервиса VideomostLite. Скачайте и установите это приложение. Для тех, кто уже участвовал в дистанционных разбирательствах, повторная установка программы не потребуется.

Шаг 6. Переходим к настройке оборудования. Открываем меню настроек в правом нижнем углу экрана.

Выбираем устройство и проверяем работу гарнитуры.

Шаг 7. Настраиваем камеру. Подключаем опции «Автофокус» и Fallow my face для улучшения изображения.

Шаг 8. Включаем или отключаем камеру и микрофон. Для этого нажимаем кнопки в левом верхнем углу экрана.

Шаг 9. Открываем функцию демонстрации документа или рабочего стола. Сделайте это в блоке «Демонстрация экрана». Одновременно документ показывает только один участник конференции.

А вот как подключиться к видеосвязи ФАС с планшета или смартфона:

Перейдите по ссылке-приглашению. Откройте страницу в браузере.

Программа с приложением Videomost перенаправится в App Store или Google Play.

Установите и откройте сервис. Введите имя, фамилию и название организации. Войдите и примите участие в конференции.

Как организовано дистанционное участие в рассмотрении жалоб

С 18.11.2019 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запустила ресурс дистанционного участия в рассмотрении жалоб участников госзакупок и закупок госкомпаний с НМЦК свыше 1 млрд руб. по 44-ФЗ и более 100 млн руб. для ряда крупных компаний по 223-ФЗ. Пока этот ресурс доступен только для заказчиков и поставщиков с Дальнего Востока.

Рассмотрение жалоб в центральном аппарате ФАС с использованием видеоконференцсвязи в территориальных органах проходит в пн.- чт. с 17:00, в пятницу с 16:00 по местному времени территориального органа в пределах рабочего времени. Например, по местному времени Республики Бурятия (МСК+5) — в 17:00, то есть по московскому времени — 12:00 (МСК, UTC+3), за исключением территориальных органов, расположенных в Камчатском крае и Чукотском АО, в этом случае рассмотрение жалоб проходит в пн.—чт. с 18:00 и пт. с 17:00 (UTC +12) соответственно.

Если возникли технические неполадки в работе системы видео-конференц-связи, в том числе если неисправны технические средства в назначенный день и время рассмотрения обращения, территориальный орган ФАС незамедлительно уведомляет центральный аппарат о причинах возникновения таких неполадок и совместно с ним принимает меры по своевременному устранению этих проблем. В случае невозможности их устранить обеспечивает беспрерывную аудиосвязь.

Для оперативного устранения таких неполадок территориальные органы обращаются к начальнику отдела по контролю за муниципальными системами Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами А.В. Скоркину ([email protected], (499) 755-23-23 доб. 097-269).

Как подать ходатайство через интернет

Чтобы поучаствовать в дистанционном рассмотрении, придется подать ходатайство через форму на сайте ФАС. Это ходатайство подают не позднее 16:00 (по московскому времени) рабочего дня, который предшествует дню рассмотрения. Ответ по этому ходатайству направляют не позднее 18:00 (по московскому времени) дня подачи ходатайства или на следующий рабочий день, если ходатайство подали в нерабочий день. Ответ приходит на адрес электронной почты, который указали в ходатайстве.

Для работы в системе подачи ходатайства о ВКС:

  • использовать браузер, поддерживающий Transport Layer Security (TLS v. 1.0, RFC 5246), с использованием российских криптографических стандартов (например, Internet Explorer версии 11.0);
  • установить и настроить программное обеспечение «КриптоПро CSP» версии 4.0 с действующим сертификатом соответствия требованиям к средствам электронной подписи (ЭП), утвержденным приказом ФСБ №796 от 27.12.2011, и который используют для реализации функций создания и проверки ЭП в соответствии с 63-ФЗ об электронной подписи;
  • установить «КриптоПро ЭЦП» Browser plug-in, версия 1.2.7;
  • привести вложения к одному из форматов: jpg, jpeg, png, pdf.

Вот ссылки на плагины, которые необходимо установить в браузер:

  1. Google Chrome.
  2. Opera.
  3. Остальные.

После того как подготовили рабочее место к подаче ходатайства, заполните обязательные поля и отправьте в антимонопольный орган.

Антимонопольная служба обращает внимание, что жалобы рассматривают в строгом соответствии с нормами 44-ФЗ, 223-ФЗ, 135-ФЗ и Административного регламента, который утвержден приказом ФАС №727/14 от 19.11.2014, с учетом подведомственности рассмотрения жалоб между ФАС и ее территориальными органами.

ВАЖНО!
Инструкцию, как подать в ФАС, если отклонили заявку по первой части 44-ФЗ, написали в статье «Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ».

Порядок рассмотрения

При проведении торгов поставщик обращается в ФАС для обжалования результатов проведенной закупки (часто — отклонение заявки).

Ключевым моментом является процедура рассмотрения жалобы: на заседании комиссии ФАС принимается решение о признании действий заказчика законными или противоречащими нормам 44-ФЗ.

После того как определена незаконная причина отклонения, оформлено письменное обращение в ФАС и отправлено на рассмотрение, в контрольном органе начинается работа например, с жалобой в ФАС на отклонение заявки по 2 части. Она состоит из двух этапов:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Рассмотрение по существу.

Во время предварительного рассмотрения комиссия Антимонопольной службы проверяет комплектность поданных документов, убеждается, что они поданы в правильный подведомственный орган контроля и уведомляет участников закупки о поступлении жалобы и о том, что ее приняли к рассмотрению и назначили дату и время заседания.

Уведомление в течение двух рабочих дней с даты поступления заявления публикуется в Единой информационной системе. Есть участники, которые отзывают жалобы или направляют дополнительные документы до заседания.

В назначенный день и время по адресу, который указан в уведомлении, проходит заседание комиссии ФАС.

Заявитель, заказчик, члены комиссии и иные заинтересованные лица присутствуют как лично, так и направляют для участия своих представителей. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, для руководителей юридических лиц — решение о назначении на должность, а для представителей — доверенность. К участию привлекают экспертов, представителей органов государственной власти, свидетелей.

Возможно проведение закрытой процедуры. Такое допускается при заказах с государственной тайной.

Секретарь комиссии фиксирует присутствующих лиц.

ВАЖНО!
Участники, полномочия которых не подтверждены, присутствуют на заседании, но не дают пояснений по существу.

На заседании представителем комиссии контрольного органа ведется аудиозапись, при желании поставщик вправе вести запись, об этом предварительно уведомляет комиссию.

В течение пяти рабочих дней ФАС рассматривает жалобу и поданные на нее возражения заинтересованных лиц.

Процедура заседания

Инструкция по заседанию состоит из таких этапов:

  1. Фиксация участников.
  2. Открытие заседания, оглашение председателем наименования заказа.
  3. Разъяснение прав и обязанностей представителям сторон.
  4. Сообщение поставщика об обжалуемых действиях (например, незаконное отклонение предложения). Если он отсутствует, эти данные разъясняет сотрудник контрольного органа в соответствии с доводами, изложенными в обращении.
  5. Пояснения заказчика.
  6. Пояснения других заинтересованных лиц.
  7. В случае необходимости объявление о перерыве для выяснения обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения (при этом срок рассмотрения не приостанавливается и не продлевается).
  8. Оглашение результативной части принятого решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В течение трех рабочих дней со дня рассмотрения полный текст решения направляется участникам (при необходимости предписания) и публикуется в ЕИС.

Хотя факт опровержения доводов жалобы ложится на заказчика, в процедуре заседания поставщики четко озвучивают нарушенные заказчиком положения 44-ФЗ, ссылаются на иную нормативную правовую базу, доказывающую необоснованные основания отклонения заявки по 44-ФЗ. Не стесняйтесь задавать вопросы членам комиссии заказчика, спрашивайте пояснения в случае непонятных разъяснений.

Проблема? Спросите эксперта!
Задать вопрос
Есть что сказать? Пишите, опубликуем!
Прислать статью
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Что-то непонятно или есть, что сказать? Пишите в комментариях. Или заходите на форум!
Обсудить на форуме
Почтовая рассылка
Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо